Наплюйте люди на гордыню,
Она не даст спокойно жить.
Просите вы с Небес твердыню,
Глагол которой есть - Любить.
(c) Нвер Симонян
Стилистически "Форма воды" словно аккуратно прощупывает морское дно в поисках жемчужин оригинальных ходов. На данном кадре - это природное единение (ни в коем случае не "животное")
В настоящее время отрадно наблюдать на больших экранах эксперименты по скрещиванию традиционных жанров, а еще интереснее - адаптацию фольклорных произведений под современные веения: не секрет, что книжные варианты сказок, притч, басен, героических эпосов и легенд, на которых мы выросли, нынешним поколением воспринимаются если не с отторжением, то, как минимум, с непониманием.
«Форма Воды» сошла словно со страниц А. Грина или А. Беляева. Правда, от «Человека Амфибии» здесь в наследство достается только общая концепция; фильм Гильермо Дель Торо целиком и полностью создают детали. В отличие от иносказательно-детского «Лабиринта Фавна» «Форма Воды» - исключительно взрослая сказка. В ней работает даже то, что вместе работать в принципе не должно: французский шарм и романтизм, идеологическая война Советского Союза и США, образы американской мечты, тема «маленького человека» и секретные исследования новых форм жизни.
Один из самых запоминающихся моментов картины. С такой грациозностью еще никто и никого не посылал куда подальше
Чем исключительнее концепция, тем выразительнее способы ее осуществления. Дель Торо в очередной раз показал всеми миру как нужно чувствовать пространство и обращаться со стилистическим окружением. Америка 70-х годов не просто звучит так, как нужно (поверьте, этот саундтрек надолго запомнится своей неповторимой изюминкой), не просто наполняет нас деталями быта (от расистской нетерпимости, автоконцернов и кино), а заставляет почувствовать дух эпохи, проникнуться, например, противостоянием разведок двух стран, приходом фотографии в мир рекламы или зарождением франчайзинга. Интересно, что режиссер окончательно ушел от стилистически кричащих, брызжущих фонтаном красок приемов («Хеллбой», «Лабиринт Фавна»,«Тихоокеанский Рубеж») к элегантным, почти пастельным решениям, наполненным изумительной точностью по отношению к подчеркиваемым моментам («Багровый Пик» и «Форма Воды»). «Хребет Дьявола» я предпочитаю в данном случае опустить, поскольку он значительно удален как от одной группы, так и от другой своими настроениями и идеями. Он чем-то напоминает мне куда более трагичный и тягучий «Сэнт Анж» Паскаля Ложье.
И снова: в самом сюжете не так интересен путь персонажей от начала к концу по этой реке времени из прошлого в будущее, как было написано на обратной стороне календаря главной героини, как то, какими были и стали люди, преодолевшие этот путь. Набор персjнажей в фильме прямо таки хрестоматийный: Элиза Эспозито, немая уборщица, классическая «серая мышка», обделенная человеческим теплом, чье огромное сердце говорило за нее лучше любых слов; Ричард Стрикланд, честолюбивый образованный карьерист, раб привычек и идеалов, чье черное гнилое сердце позволяло ему видеть только цель, какими бы не были пути ее достижения; Гилс, стареющий художник с молодыми глазами, реликт своего времени, приходящий к осознанию, что окружение - не более, чем пустышки, а единственный человек, с которым можно поговорить по душам, это - немая соседка (и кошки ^^); во многом Дель Торо видел себя в образе этого художника; Роберт Хоффстетлер, молодой ученый с идеалистическим представлением о науке, работающий на советское правительство и не подозревающий к чему в итоге приведут его идеалы и многие-многие другие герои. Каждый персонаж живой, каждый характер понятен, каждый мотив обоснован. Единственным чужеродным звеном в этой истории является Амфибия и связанная с ней неразрывной нитью... любовь.
Стрикланд - целая кладезь мудрости картины: то про библейские притчи вспомнит, то расскажет, как правильно мыть руки в туалете. Истины бывают разной ценности и глубины
Да, да, та самая, что рушит Империи, строит воздушные замки из песка и проходит сквозь время и пространство. Любовь без слов, одними жестами и поступками, самое сильное и крепкое ее проявление. Любовь к неизведанному пришельцу с глубин Амазонского бассейна, к «расходному материалу для ученых», к самому понятному и одинокому существу в мире. Как бы дико это не звучало в тексте, на экране шаг за шагом осознаешь всю полноту чувств главной героини, против которой не то, что государства, - сама природа. И... понимаешь ее. Никакая семейная идиллия не подарит таких эмоций. Только преодоление и потеря делают нас настоящими; по божьему замыслу - людьми.
«Форма Воды» - это фильм-антураж, фильм-чувство и ни в коем случае не «сухое», аналитическое кино. Наравне с решением жизненных проблем и дилемм герои не забывают о той толике иронии и дружбы, которая делает любую проблему проще и делит груз ответственности напополам. Той особенности, лучше - мудрости, которая только в старых сказках учит терпению, вере и самопожертвованию.
Ну а поскольку сказка современная, без глубинных рассуждений о Библии не обошлось (привет, м-р. Р. Скотт). История Самсона и филистимлян извращена антагонистом в полной мере: он так и не осознал, что силу ему в последний момент дал все же Дьявол, но никак не Бог. И еще один атрибут, привнесенный Дель Торо из современного общества, - сексуальный объективизм. Мне очень сложно судить о том, насколько палка была перегнута в данном отношении. Для кого-то темы сексуальной неудовлетворенности, харассмента (на такой-то волне обсуждения) и фетишизма (разного толка: от стонов и молчания до инородных существ) станут, мягко говоря, излишними , для кого-то - вполне органичными, соглашаясь с недостаточной освещенностью этой темы в кинематографе. В любом случае, у фильма стоит рейтинг 18+. Спасибо, Гильермо, за честность!
Финал картины во многом продиктован вышеупомянутой жанровостью. Он назидателен, в меру невозможен и оставляет ощущение просмотра кулуарного, почти элитного фильма-фантазии, где в некотором царстве, некотором государстве жила-была морская принцесса, чей голос был украден в детстве злым колдуном.
«Форма воды» - прекрасный фильм, наполненный искренними эмоциями и чувствами, лента о свете в темном царстве прагматизма, о чуде, невозможном без человечности, и трагедии, возможной только при участии человека.
Именно в этот момент осознаешь, что музыка в этом фильме - больше, чем просто сопровождение. Это полноценный герой картины, со своим характером и отношением к происходящему
P.S. Обязательно дождитесь номера-оперетты, он гениален!