Потаенные обиды, затаенные желания. Обзор "Из нового мира (Shinsekai Yori)"

Jul 30, 2018 17:42


Вы любите обманываться в чем-то? Нет? А дважды? Трижды? Тем более?! Что ж, приготовьтесь к этому, поскольку «Из нового мира» не только не то, чем кажется на первый взгляд, но и разительно отличается от того, чем аниме действительно является… Слишком путано? К сожалению, так оно и есть.



Пятерка главных героев находит «нечто», переворачивающее их представление о мире с ног на голову

Наше время. Благодаря одному очень страшному инциденту в Токио, а затем и по всему земному шару, было открыто существование так называемой «Силы», ментальной энергии, способной и вещи передвигать, и создавать непроходимые барьеры, и воздействовать на внутреннюю структуру организмов и неодушевленных предметов и т.п. Психокинез, впрочем, на благо не пошел. Осознав реальные возможности «Силы», одурманенные ее мощью обладатели стали реальной угрозой для человеческого сообщества: массовые убийства, грабежи, зашкаливающий уровень насилия…



Мы переносимся на несколько тысячелетий вперед, когда наша с вами цивилизация в привычном понимании перестала существовать. Используя в ограниченных количествах современные технологии (по большей части утраченные), люди будущего полагаются на «Силу» и строжайший контроль над ней. Тоталитарно-аграрное общество существует в ограниченных Барьером областях, соседствуя (точнее было бы контролируя) с разумными видами существ, бывшими животными, измененными под воздействиями утечки «Силы».



Первая помощь Сквиллера пришлась как никогда кстати. Никто же не знал, чем все обернется в последствии

Чудно? Конечно! Оригинально? Скорее да, чем нет. Первоисточником оказалось даже не ранобэ, а полновесная рукопись. В 2008 году роман, написанный Юсукэ Киси, получил престижную литературную премию в области научной фантастики. Несколько позже было принято и решение об аниме адаптации этой книги.

Естественно, ни о какой раскадровке из манги речи не идет, и перенос на деле получился крайне сложным. Аниме даже не старается разжевать Вам какие-либо аспекты мира, в котором живут главные герои, правила, которые нельзя нарушать, или особенности, на которые стоит обращать особое внимание. Это лихой омут, в котором тонущий зритель не то что не получает руку помощи, а награждается дополнительным камнем на шею за свою любознательность. Столь недружелюбного повествования, если честно, давно не встречал. Но сможет ли сюжет как-то заинтриговать нас, если уж не получается с самим миром? Нет. Даже не постарается.



В подобных «сосудах» хранятся знания о старой цивилизации, но найти их очень непросто

Сюжет в «Из нового мира» живет по своим сложным и суровым законам, не разделяющийся на арки или четкую логику. В самом аниме проходят годы, герои растут, но для зрителя проще ничего не становится. Чтобы ухватить основную суть приходится фильтровать огромное количество информации, определяя на глаз что же важнее для сюжета: «Сила», школа, обучающая новых членов закрытого общества, сами герои или бакэнезуми (те самые разумные существа).

Не помогает в восприятии и сам топ повествования. Он бесконечно тягучий, мрачный, меланхоличный, липкий к мимолетным деталям и, если можно так выразиться, обреченный с самого начала на не самый радужный финал. Это ощущается и в диалогах, и в мыслях самих персонажей, и в логике самого мира. Чем больше деталей открывается, тем полнее картина того, что истинный оплот сложившегося общества крайне хрупок и суров, поэтому представить в таком мире что-то позитивное или хотя бы недепрессивное очень сложно.



Священное таинство ограничивает «Силу» тех, у кого она проявилась впервые

Бывает, что подобная атмосфера идет на пользу тайтлу. Он может выигрывать от слагаемого саспенса холодного ужаса или путешествия в один конец (когда-нибудь мы с Вами поговорим и про недавнюю игру «I Am Setsuna»). Но это явно не тот случай. Расплываясь в какой-то дымке, «Из нового мира» вроде бы и старается что-то поведать, но читать приходится исключительно по губам (этот элемент в принципе есть даже в самом аниме, вы читаете по губам на японском?)

Все вышесказанное верно вплоть до последних серий, когда измучившись, пройдя через все дебри условностей, Вы складываете в голове более-менее удобоваримую картину происходящего. А условностей немало: «смерть непохожим», психобастер с сибирской язвой, остатки древней цивилизации, Злодеи, Демоны, загадочные коты - Нэкодамаси, утечки «Силы», защитный гипноз, синдром Рамана-Клодиуса, синдром Хащимото-Аппельбаума, происхождение бакэнезуми и многое-многое другое! После финальной точки рождается еще больше вопросов, которые скорее риторические, но все же…



Раболепство бакэнезуми вначале даже умиляет, пока не открывает их истинная природа

И если бы «Из нового мира» имело простую природу происходящего. Отнюдь, все очень сложно. На наших глазах разыгрывается действительно взрослая пьеса в трех актах (попрошу не путать с арками, о которых я говорил). Три стадии взросления проходят вместе с изменением настроений самого мира: от подавления агрессии (сексуальным путем, гипнозом или «рабством») и зарождения новых идей (см. запретных) до заката текущей цивилизации (войны угнетенных) и новой искры надежды (трансформация сознания главной героини). Впрочем, история упомянутой войны имеет и библейские корни. На ум сразу же приходят угнетаемый еврейский народ, Самсон и филистимляне. Грязная кровь, рабы от рождения и восстание хоть и перенесены в особой «реверсивной» форме, свою суть от этого никуда не теряют. Куда больше можно говорить о финальной серии, в которой окончательно стираются границы уже даже не черного/белого, а справедливого/несправедливого в мире, где главенство «Силы» не кажется таким уж осязаемым.

Растерянность и неоднозначность решающего момента передается и самим зрителям, тревожно осознающим комплексность и двоякость момента из разряда «Можно ли понять убийцу и принять его поступок?». Этим аниме окончательно отбрасывает даже предположения о сравнении его с мрачной сказкой для взрослых. «Из нового мира» периодически даже пестрит разнообразными научными медицинскими терминами, тем самым напрямую связывая свои правила с существующими сейчас. Это реалистичная в своей жестокости антиутопия, больно бьющая по носу беспринципностью и ужасной правдой.

До этого момента я еще ни разу не говорил о характерах главных действующих лиц: Саки, Сюне, Сатору, Мамору и Марии. Вообще наличие персонажей в этом аниме можно считать условным. Их присутствие легко заменяется на безликих кукол, следующих канве сюжета. И это, к удивлению, не проблема произведения. Особенность его структуры в том, что центральными лицами являются народы и их внутренние конфликты. Жернова событий перемалывают героев одного за другим, иногда даже вызывая к ним подобие отвращения (вспомните Сатору в самом начале), однако забытое слово «честь» присутствует даже в таком мире, хоть и не без оговорок, что выясняется аккурат к злополучному финальному эпизоду. И с этой точки зрения тесной привязанности к героям не возникает. Например, завершение истории Сюна воспринимается буднично, как и уход Мамору с Марией. Саки хоть и выделяется на их фоне, но чем именно она должна была «превзойти» Томико, главу Общины, не совсем понятно. Лидерские качества и человечность в самом конце проявил Кирамару, на минуту глава Хорнетсов (зверолюдей), но никак не Саки. Слишком уж безвольно она провела все эти годы, позволяя быть ведомой, хоть и прекрасно осознавая меняющийся мир.



Томико однажды уже остановила Злодея и видит в Саки способность к подобным свершениям

А быть статичной в меняющемся мире опасно. Владимир Ильич со своими революционными формами был абсолютно прав. Забавно, но среди строк можно найти не только идеи Ленина. Возвращение к истокам (отречение в будущем техногенного общества) предсказывалось Руссо, а формулирование истин существования - Гете («Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой»). Фрейдизм наблюдается в подавлении внутреннего стремления к насилию через фрустрацию, а само название сериала обязано Девятой симфонии чешского композитора А. Дворжака «Из Нового Мира», написанной в 1893 г. во время визита в Америку по мотивам индейских и негритянских мелодий. Автор первоисточника с детства был поклонником музыки Дворжака и использовал ее в сюжете своего романа. Создатели аниме также включили фрагменты Девятой симфонии в музыкальное оформление сериала (вспомните мелодию из громкоговорителя).



Про сексуальный драйвер Фрейда я не слукавил. Влечение подавляет психосоматику вне зависимости от пола объекта

Наконец, вернемся к самому началу обзора. При первом взгляде «Из нового мира» кажется нам фантастическим миром, живущим по своим правилам. Но нет - правила мира те же, люди и их «повадки» те же, меняются только условия существования за тысячи лет. Приглядевшись, видим антиутопический реализм. И снова обманываемся - в произведении полно аллегорий на вероятность существования души, небесной связи сущего и вообще меняющую реальность возможность «Силы». Для фантасмагории аниме слишком стройно и упорядочено, для футуризма - куда больше авангарда, но мало техногенного. Не стоит даже ориентировать сие произведение в координатах, типичных для аниме. Оно достаточно глубоко по содержанию и как морская раковина, скрывающая жемчужину, по форме. Но отталкивает зрителя в нем и то, и другое.

Вся особенность «Из нового мира» в том, что традиционного удовольствия от просмотра вы не получите. Тревогу, внутреннее напряжение и дискомфорт - сколько угодно. Главное - язык не поворачивается назвать аниме плохим или неудавшимся. Его призыв к вдумчивости проводимой политики, социальным реформам и обращению с наследием крайне важен на рациональном поле, отсюда и тон обзора соответствующий. Поднимаемые проблемы слишком важны, чтобы их игнорировать, но о том КАК их представлять на суд массового зрителя, нужно было задуматься. Как фестивальное кино, обсуждаемое в кулуарных беседах, «Из нового мира» идеально вписывается в любую программу кинопоказа, как продукт массового потребления - отвергается с самого старта.



А вот на таком трехдисковом Blue-ray издании поставляются физические копии сериала. Хотеть!

Оставляю Вас наедине с саундтреком «Из нового мира»: загадочным, непостоянным и чем-то тревожно-подсознательно отталкивающим.

P.S. Второй эндинг заблокировали в ВК, так что он идет отдельным видео.

image Click to view



Текст обзора предоставлен проектом AniRaccoon - Озвучка Аниме | AMV | Новости. Мы привносим хорошее настроение в Ваши жизни; хотя бы на время серии любимого аниме!



Школа, anime, 1 сезон, Будущее, Психологическое, ego_drakonis, Обзор, Руслан Зырянов, 新世界より, Юсукэ Киси, 2012-2013, 1st season, from the new world, Альтернативная реальность, Из нового мира, Научная фантастика, Драма, a-1 pictures inc., Аниме, Масаси Исихама, review, tv series, Избранное, TV Сериал, Детектив, Философия, Ужасы, Сверхъестественное

Previous post Next post
Up