Let the Party begin. Обзор "Первому игроку приготовиться (Ready Player One)"

Jul 04, 2018 12:35





Типичная комната задро... кхм... гика в будущем. Ничего лишнего. Правда, это фургончик, и от настоящих реалий NEET-поколения его сложно отличить.

Начну с откровения: «новый» Спилберг нравится мне куда меньше, чем Спилберг старый. В условиях минимума аппаратных возможностей вычислительной техники старина Стивен делал все возможное, чтобы незримая связь между его героями и зрителем была сильна как никогда. Вспомните, как все переживали за милого пришельца и его друга-мальчугана в «Инопланетянине», как пропускали через себя все потери, лишения и маленькие удачи в «Искусственном разуме», каким героем поколения был неунывающий и обаятельнейший Индиана Джонс, пока не решил появиться в 21 веке, какими напряженными и умными были «Особое мнение» и первые  «Парки Юрского периода». Но вот наступил 2018 год и Стивен решил изменить себе. Отчасти.



Последние работы режиссера (например, «Боевой конь» и «Шпионский мост») явно намекали на новую струю в его творчестве. Куда более серьезные и реалистичные драмы, хоть и не всегда блистали полной исторической достоверностью, зато крепко держали узды повествования в своих руках, выдавая один за другим запоминающиеся моменты и удивительной глубины персонажей. «Первому игроку приготовиться» предстает перед нами как попытка вернуться к «игровому» прошлому, как некая дань уважения ушедшему и нынешнему поп-поколению, как смелый эксперимент, сочетающий в себе все то, чем грезят сейчас, и то, чем грезили всегда - виртуальной реальностью, текущей параллельно с нашей.

Основная проблема киноленты в том, что при всей своей направленности на культуру комиксов, фильмов, музыки и компьютерных игр, за всем этим легко потерять основную идею фильма, которую и так сократили до невозможности. По большому счету на весь фильм мы имеем поиск трех ключей, спрятанных где-то в глубинах VR, неправдоподобный конфликт алчной верхушки корпорации с детьми и концовку, которой позавидовали бы 90-е. Но разбираемся по-порядку.

Весь фильм - это огромный котел идей, воспоминаний и представлений об устройстве возможной «некст-социальной» системы, построенной на условиях игровых достижений. Соответственно, не играешь - не ешь. С таких позиций то, что происходит в реальности, должно еще больше напоминать огромную свалку проср***ой цивилизации. Но нет, люди еще относительно «живут» в том, что с трудом можно назвать «мире», и чем-то занимаются... Интересно чем, об этом Стивен умалчивает.



А так парочка главных героев выглядит в реальности, что не мешает им уйти от вооруженного до зубов спецназа

Зато с трепетной любовью постоянно говорит о Кинге, Overwatch'е, DooM'e, Mortal Kombat'e, фэнтези, магии, гонках, аниме и обо всем-всем-всем, что может согреть душу истинного фаната поп-культуры. Хотите сражение Стального Гиганта и Кибер-Годзиллы? Пожалуйста! Гонки на выживание с Кинг-Конгом? Нет проблем! Побывать внутри «Сияния»? С радостью! Хотите еще? Да получайте: «Сокол тысячелетия» и «Звездный крейсер «Галактика»» в миниатюре, Гандам и его берсеркер-mode на поле битвы, виртуальные танцы под хиты 90-х и 80-х в облике любимых персонажей или возможность получить вторую жизнь!

Из-за всего этого парада виртуальной жизни периодически робко выглядывает сюжет. Он невнятно мямлит про огромное наследство, которое достанется тому, кто отыщет три ключа, спрятанных безвременно ушедшим создателем. В недавнем прошлом этим занимались все, но сейчас остались лишь те, кто яро верит в свои силы (коих не так уж и много), и представители корпорации, которой не хватает того самого документа о правах на интеллектуальную собственность, чтобы стать самой могущественной организацией на Земле. Собственного говоря, это все. Абсолютно. До самого финала мы видим, как команда одиночек постепенно становится «Великолепной пятеркой» и дает отпор плохим-нехорошим IOI, чтобы сохранить OASIS (тот самый виртуальный мир) вдали от коммерческих пут ТНК.

Я даже не вижу особого смысла упоминать героев этой истории, поскольку все их общение, взаимные подколы и поступки завязаны исключительно на отсылках и пасхалках ко всему в мире кино и игр, а также на клише (особенно характеры) и любовной линии (тоже клише, первая любовь, все дела). Главный злодей - типичный для конца прошлого века неуверенный в себе толкатель речей, способный лишь к угрозам. Все делается по-максимуму чужими руками, а когда дело доходит до реальности - сдувается как воздушный шарик. В этом весь Спилберг: сейчас так не снимают, поскольку современный злодей, поставив бы крест на будущем и не пожалев себя, в последнюю секунду испортил бы жизнь главного героя. Но нет, все кончилось прилично, позитивно и, как полагается для подросткового кино, поцелуем.

Честно говоря, узнать почерк режиссера за обилием компьютерной графики очень и очень сложно. Он проявляется лишь в те моменты, когда все отбрасывают свои виртуальные аватары и возвращаются в реальный мир, где каждый несовершенен по-своему и не отдает успешностью какой-либо франшизы. Особенно четко я увидел это в последней встрече Парсифаля и отпечатка сознания Джеймса Холидея. В ней есть и некое воплощение самого себя в уставшем гении, и новое начало «созидателей», приходящих на смену поколению брюзжащих и вечно всем недовольных стариков старой школы. Символично? Более чем, но этого мало.



Лучшая сцена в фильме - трогательная, обрамленная жизненным опытом и дающая уверенность, что все только начинается

Когда лента позволяет себе логические огрехи, становится совсем грустно: дроны мгновенно не передают лица и номера машин в общую базу данных, мини-тюрьмы должников открываются изнутри, а среди геймеров-героев нет практически ни одного взрослого. Добавьте к этому традицию упоминания в фильме всех рас (не буду заостряться на этом, мало ли камни полетят) и получаем современное толерантное прилизанное кино по всем канонам подросткового жанра, где миром правит молодость, а зло всегда должно быть повержено.

Винить в этом самого Спилберга сложно - в настоящее время делать авторское кино становится все сложнее из-за гласа множественных «несогласных». В эту когорту могут входить инвесторы, влиятельные критики, боссы студий, традиции или элементарное желание сделать что-то для души. Но вот ее-то как раз и не хватает. Красиво, трендово, безусловно, ярко, но крупица мысли утекает словно сквозь пальцы песок. Но ведь пойдут же на это в кино и окупят затраты. И еще похвалят за старание, за «отпечаток» эпохи, на фотографию общества, за любовь к классике.




Игровое кино, Ханна Джон-Кеймен, Романтика, 2018, Кино, Алан Сильвестри, Тай Шеридан, Лина Уэйт, Бен Мендельсон, ego_drakonis, warner bros., Руслан Зырянов, Фантастика, Научная фантастика, Саймон Пегг, Приключения, review, Марк Райлэнс, amblin entertainment, Стивен Спилберг, village roadshow pictures, Оливия Кук

Previous post Next post
Up