Игра в Бога. Обзор "Чужой: Завет (Alien: Covenant)"

Jun 30, 2018 18:32





А по промо-фото и не скажешь, что проект получится не про выживание, а про религию. Эх, где же эти времена "Чужого" и "Чужих"...

Начну, пожалуй, с того, что ожидание продолжения франшизы «Чужих» вызывало огромные опасения как среди фанатов, так и среди не совсем причастных к культу ксеноморфизма. Скажу больше по сумме впечатлений от просмотра: носить в своем названии слово «Чужой» эта картина не заслужила. «Прометей» начал свою собственную линию повествования, со своим стилем и особым подходом, хоть и спорным во многих моментах. Так, если бы данная картина носила лаконичное название «Завет», было бы намного лучше. «Чужой» - это закрытые пространства, «Чужой» - это граничащая с паранойей клаустрофобия, «Чужой» - это когда в космосе никто не услышит твой крик, «Чужой» - это персональное противостояние с одним из самых совершенных хищников Вселенной. Но это, впрочем, поверхностные личные суждения. Перейду к сути.



Как же много в последнее время фантастики, связанной с космосом! Здесь и «Пассажиры», и «Живое», и сериальная «Экспансия». И каждое из этих произведений композиционно схоже: завязка, знакомство с героями, нестандартная ситуация, еще одна еще более странная ситуация, попытка все исправить, провал/почти провал, спаслись те, кто могли (иногда рожки да ножки). «Чужой: Завет» сумел напортачить практически в каждом из названных компонентов. Разбираемся.

Картина следует клишированному началу со знакомством с основными жертвами, извините, персонажами картины, убивая потенциально крутейшую находку, - героя Джеймса Франко, в первые 5 минут. Далее 40-50 минут бестолковой возни, которую можно было бы уложить в общем-то в пару сцен, и вот наступает ключевой момент (!). Колонизаторская миссия с n-нным количеством экипажа и (внимание!) 2000-ми людей на борту, не считая эмбрионов, ловит сигнал. Все бы ничего: сигнал явно человеческого происхождения, это песня, исполненная женским голосом, с неизвестной доселе планеты земного экзотипа. А теперь вопрос. Даже несмотря на близость сигнала, миссия по колонизации изначального объекта заранее просчитана. Проведены тренировочные посадки и т.д. Стоит ли рисковать жизнями всех людей на борту и лететь в неизвестность?! Конечно стоит. Надо же проверить какому идиоту пришло в голову отправлять подобный сигнал целым кораблем.



За секунду до... выдачи премии Дарвина персонажам данной киноленты

Идем далее. Высадка на планету без скафандров и респираторов. Естественно, что пример фильма «Война миров» никого ничему не научит. Простейшие неизведанные микроорганизмы никогда не причинят вреда гостям с Земли. Более того, даже когда вашим товарищам становится внезапно (сюрприз) плохо на новой территории, не стоит спешить возвращаться на шаттл. Надо исключительно медленно все делать, показывая, что Вас ОЧЕНЬ заботит судьба ваших будущих соседей, мечтающих о домике на берегу озера. И дело тут даже не в актерах. Идиотски прописанные сценарии делают из лучших представителей человечества: инженеров, техников, биологов, военных (отбор же был, кто бы сомневался) - бесхребетных истеричек, которые мало того, что не могут конструктивно донести информацию в экстренной ситуации, так еще поступать так, как даже ребенок бы не поступил. Я не стану уточнять подробности, но момент в медицинском отсеке с первым появлением в кадре ксеноморфа просто ужасен. Причем настолько, что смотреть дальше фильм просто боязно, поскольку он начинает катиться по отвесному склону вниз на огромной скорости.

Есть известное изречение: дьявол кроется в мелочах. Для данного фильма мелочи - почти все, что в нем есть. Где-то бесследно пропадают трупы с корабля, где-то звуки начинают распространяться в вакууме, где-то пилот в очередной раз пытается вогнать колонизаторский корабль прямиком в ионный шторм, где-то все как обычно умирают поодиночке, где-то сцена в душе (тут Хичкок в очередной раз упоминается всуе). А что же в чистом остатке?



Картинка нынче стала много красивее, что несколько исправляет тот ужас, который творится со сценарием и логикой фильма

А в чистом остатке у нас довольно вялый фильм. Такой же сероватый как и «Прометей», такой же с открытыми пространствами, Жокеями и безысходный. Не такой безысходный, где понимаешь, что для героев это конец, и пытаешься насладиться последними секундами их общества. А такой... Проходной. Безликий. Блеклый.

И вот Вы спросите меня: «И нет ничего хорошего, совсем»? Есть. Много. Как бы не парадоксально это звучало. Актерский каст приличный, не хватающий с неба звезд, но запоминающийся. Главная героиня явно вдохновлялась образом Эллен Рипли из оригинальной квадралогии, есть что-то такое, неуловимое, выражаемое только в нотках ностальгии Ридли Скотта. Фассбендер, играющий сразу двух персонажей, великолепно отыгрывает андроидов, одинаковых по функции, но разошедшихся в самоопределении. Общая картинка красива, очень приятна глазу, ну и новые эффекты рождения чужих сильно шагнули вперед. Лично для меня это даже не плюс, просто факт. Музыкальная тема особенно ничем не выделяется кроме элегии, посвященной Элизабет Шоу, и произведения Р. Вагнера «Вхождение богов в Валхаллу».

И мы подошли к самому интересному - смысловому наполнению картины. И здесь есть над чем поразмыслить. Чужие в этом фильме играют даже не второстепенную роль. На первом плане взаимоотношение андроидов между собой и их позиция касательно людей. Дэвид придерживается позиции сильного, практически вечного существа, творческой натуры нигилистического направления. Он иносказательно вторит герою Ди Каприо из «Проклятого острова» и спрашивает у более верного людям Уолтера: что же лучше, править в Преисподней или быть рабом на Небесах?! Тут же рядом маячат 3 закона робототехники Азимова и Ветхий Завет с его сотворением мира и созданием человека по образу и подобию Господа.

Причем Дэвид ощущает все извращенно, через призму собственного величия, понимая в чем конкретно его преимущество над людьми. Он говорит о чувствах между машиной и человеком, о величии генной инженерии, о радости творения как такового на примере музыки. И вот тут Ридли Скотт попал в точку. Подобной глубины во франшизе еще не было. Прометей только задавался вопросом о том, кто мы и откуда, тогда как «Чужой: Завет» показывает нам наше место во Вселенной и наш неизбежный конец. «Мои дела, цари, узрите - и отчайтесь!» Фраза из стихотворения Перси Биши Шелли не раз прозвучит лейтмотивом всего фильма. И это, черт возьми, прекрасно.



Снятся ли андроидам... другие андроиды?

Как это часто бывает, великолепная по своей глубине задумка рушится о скалы технического исполнения. Заметьте, про самих Чужих в тексте я практически не вспоминал. Просто фильм далеко не про них. Да, они убивают, как и прежде, да, наводят животный ужас, да, показали КАК они появились, но фильм не акцентируется на этом. Конечно, мы видели подобное уже не один раз, это уже и НЕ ДОЛЖНО удивлять. Фильм сам по себе прекрасен в своем уродстве. Он местами очень глуп, фанатичен, однообразен, но глубок по своей сути. Равнодушным он точно не оставляет: кого-то отталкивает, кого-то заставляет размышлять о вечном, а кого-то просто начнет раздражать от того, что показывают совсем не то, что нужно было. Поставить адекватно положительную оценку фильму нельзя. Но и занижать достоинства я не буду, поэтому 6,5 колонизаторов из 10 будет вполне адекватным ориентиром.



Чужой теперь способен разделывать стекло, рассчитанное на огромное давление в условиях межзвездных путешествий... Либо опять все сделали в Китае?

P.S. За месяца 3 до релиза фильма Ридли Скотт выкладывал эксклюзивные кадры первых 15 минут картины с пробуждением экипажа и ЛГБТ парочкой. Судя по всему, зарезали этот вариант прилично: и начало не такое, и парочка распознается по одной единственной брошенной вскользь фразе. А вот 5-минутный пролог с Дэвидом и доктором Шоу - очень оригинальный маркетинговый ход.
P.P.S. Нил Д. Тайсон, известный популяризатор науки, скептически высказывался относительно заселения планет в будущем. С уровнем развития технологий, как в рассмотренном фильме, планеты сперва должны заселяться андроидами/роботами, ставя во главу угла безопасность человеческой жизни. Так то...







Демиан Бичир, scott free productions, Кино, Гай Пирс, Будущее, ego_drakonis, Руслан Зырянов, Кармен Эджого, alien: covenant, Альтернативная реальность, Боевик, 2017, Кэтрин Уотерстон, Научная фантастика, Драма, Ридли Скотт, Триллер, 20th century fox, Религиозное, Дэнни Макбрайд, Майкл Фассбендер, Билли Крудап, Избранное, Нуми Рапас, Чужой: Завет, Джеймс Франко, brandywine productions, Философия, Ужасы

Previous post Next post
Up