нужные цитаты из Адорно к физиологии муязыки

Sep 11, 2007 11:29


Музыка и спорт по признаку телесности, музыка и психоанализ:
"Будучи субститутом реальных процессов, активным участником каковых так или иначе считает себя каждый, кто отождествляет себя с музыкой, музыка - в те моменты, которые распространенное понимание считает ртимом, - кажущимся воображаемым образом возвращает теклу некоторые из функций, в действительности отнятых у него машинами, и в виде эрзаца физической моторики, абсорбирующей свободную и мучи-49/50тельную двигательную энергию, особенно у молодых людей. В этом случае функция музыки мало чем отличается от функции спорта, которая тоже сама собой разумеется и тоже не менее загадочна. Действительно, тип слушателя музыки, компетентного во всем том, что относится к сфере физически измеримых эффектов, сближается с типом спортивного болельщика. ... Гипотетически можно сказать об этом аспекте потребительской музыки, что она напоминает слушателям о теле, о существовании у них такового (если не создает вообще иллюзию этого), напоминает им, что они, как люди, сознательно трудящиеся в сфере рациональных производственных процессов, все же не совсем еще отделены от своего тела.

Этим утешением они обязаны тому же самому механическому процессу, который отчуждает от них тело. Если угодно, можно связать это с психоаналитическим взглядом на музыку. Согласно последнему, музыка есть защитный механизм динамики влечений. Он направлен против паранойи, мании преследования, против опасности стать абсолютной монадой - человеком лишенным контактов, у которого энергия (либидо) пожирается его собственным Я. То действие, которое производит в нем потребительская музыка, - это не столько оборона от такого патологического поведения, сколько его нейтрализация и социализация. ... Рисуя картину осмысленного течения субъективного времени, она одновременно внушает ему, - совершая ритуал реального присутствия жизни и отождествления с социальной силой, - что, как раз ограничиваясь собою, уходя в себя, прочь от ненавистной действительности, он сможет объединиться с людьми, примириться с ними, найти их поддержку и что именно в этом в конце концов и заключен смысл.

Иллюзорный момент, присущий самой выдающейся музыке, автаркия внутреннего мира, разъедененного с миром предметным и практическим, этот момент в серьезных произведениях искусствакомпенсируется истинностным содержанием производимого ими отчуждения иллюзорностив структурную объективность; в функциональной музыке он безоговорочно присвоен идеологии. Она закрепляет людей в самой себе, чтобы воспитывать в них взаимосогласие, соглашательство. Этим она служит status quo, который может быть изменен лишь теми, кто вместо того, чтобы заниматься самоутверждением и позитивным утверждением мира, критически мыслит и мир, и себя." - Т.В.Адорно. Избранное: Социология музыки. М.-СПб.: Университетская книга. 1999. СС. 49-50

Ср. также со "звуком согласия" китайцев

О пассивности уха:

"Антропологическое отличие уха от глаза приходит на помощь музыке в ее исторической роли идеологии. Ухо пассивно. Глаз прикрывается веком, его нужно еще открыть; ухо открыто, ему приходится не столько направлять внимание на раздражители, сколько защищаться от них. Можно предполагать, что активность слуха, произвольное внимание, сложилось лишь со становлением и усилением Я: в ситу-50/51ции всеобщих регрессивных тенденций позднее приобретенные качества Я утрачиваются в первую очередь [мы еще добавлем то, что ухо это канал распознавания речи, что важно].

Отмирание способности к синтезированию музыкального целого, к восприятию музыки как эстетической смысловой связи совпадает с возвратом к такой пассивности. ... Акустическая пассивность становится противоположностью труда, а слушание - полным пространством, терпимым внутри рационализированного мира труда. ... [В связи же с тем, что это канал распознавания речи, становится понятным, что пассивность восприятия здесь исключительно удобна для проталкивания идеологии, именно поэтому язык так легко становится незаметным, как бы естсественным, музыка создает иллюзию неподконтрольности сознанию] ...

Архаический орган слуха, как бы не поспевший за производственным процессом, способствует усилению иллюзии, будто бы еще не все подверглось рационализации в мире, будто бы еще есть место для неподконтрольного, для такой иррациональности, которая, никакой роли не играя в сравнении с потребностями цивилизации, санкционируется ими. Этому в антропологическом отношении способствует, далее, беспредметность чувства слуха." с. 50-51

"Ее задача - дрессировать условные рефлексы в сфере бессознательного." с. 52

adorno, music

Previous post Next post
Up