Art and Research: HOW?

Feb 17, 2008 15:49

Eesti Kunstiakadeemia. International Conference 14-15. February 2008

Проблема с включением практикующих художников в существующую академическую систему действительно очень серьезная. С одной стороны, художники должны учить художников, причем, не только тому, как месить глину, но и пониманию того, что такое глина в искусстве и культуре и что из нее получается не только в форме, но и в идее. То есть они должны включаться в систему и иерархию академических оценок. А с другой, попробуй оцени в этой системе их труды, лишь ничтожную часть которых обычно составляют публикации, да и то в крайне сомнительных с точки зрения научных рейтингов изданиях.

И тем не менее, рефлексия над искусством совершенно необходима в том числе и для развития искусства, не только арт рынка.Интересна мысль, остальное - удовольствие от фактуры, что немаловажно, но неинтересно. Сказать, что интересна сама фактура, нельзя, только рефлексия о ней. Если нет рефлексии, то это искусство слабоумных для слабоумных же, как тут удачно выразился bad_girls_do_it. Ну или послушаем Гераклита: "Что же касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому, как этого не помнят спящие". Искусство зомби для зомби. Искусство, которое отказывается говорить о себе, то есть настаивает на исключительно мифологическом способе своего потребления, замыкается в этом до-мыслимом мире, не знающем сомнений. Между тем, картина рефлексии над тем, что сначала сделано руками, чрезвычайно плодотворна. Искусство, конечно, с этой точки зрения никакая не вторичная моделирующая система (удивительно, что Лотман, кстати, этого не прописал, когда дошел до пониманияя) - искусство творит свой мир, со своими законами и своим языком, в том числе творит и своего автора. Это генератор смыслов, как и сам язык. И этот мир может просто так остаться болтаться в пространстве галлереи, а может стать предметом понимания и путешествия по нему интерпретатора. Интерпретация же верифицирует созданный мир на выживаемость.

Особенно милый проект - в качестве PhD финский художник из Турку строит и защищает свой дом. http://www.anderssonart.com/leaf/
Работает по дереву и бетону, вырезает по линолеуму, борется с сопротивлением материала нетривиальным лекалам и читает французов и Хайдеггера. Красиво. Понимание, что такое дом, и результат в виде дома, причем, уникального дома со всеми вытекающими. Соответственно, что я хочу сказать, в чем тут ценность: и понимание приобретает в уникальности.

Очень хороши стеклянные скульптуры о природе времени Eve Koha, ас. профессора Художественной Академии. Мысль и уникальный результат в материале. Материализованная мысль, просто супер интеллектуальный результат. Такую пирамиду или спираль можно защищать в качестве докторской. Но это при наличие моей мысли о природе времени в иконографии. А так вопрос - вычитают или не вычитают.

Micahael Schwab (Royal College of Art) вообще, четко разграничивая исследование и искусство, исключительно интересно спекулирует с пространством, фигуративностью и абстрагированием результатов как в самом произведении, так и в аналитическом пути к нему. Distance Circles - это результат исследования векторов случайно имевшего место движения в пространстве и потенциальных производных от этого импульса.








Previous post Next post
Up