Король гол.

Nov 15, 2010 10:37


Я не знаю, думают ли (они), будто я сделан из железа, либо из камня. Все,
право, должны понимать, что я так же смертен, как и любой из них.
Филипп II, из писем

* * *

Король Испании Филипп II является "литературным героем, которого на одной странице вы готовы любить, а на следующей - ненавидеть". Так охарактеризовал известный английский историк- ( Read more... )

новинки, Филипп II, история, книги

Leave a comment

egir November 15 2010, 18:52:24 UTC
Кеймен - личность специфическая. Его биография Филиппа сама по себе неплохая, потому что достаточно детальная, хоть и не добавляет ничего особенно нового. Основной ее недостаток это не столько фактуальная часть, сколько характеристика автора. Другое дело что, по информации полученной мною из родной "Великия и Малыя и Белыя", русский перевод - низкокачественный.

Про "P.S." я Вам по секрету скажу - я бы проделал такую работу с удовольствием, перевел бы на русский, пусть и 1300 (а вместе с addenda - 1500) страниц. Но боюсь нету в России сейчас издательства готового оплатить такой труд. История, тем более испанская, не особенно в фаворе, да и никогда особенно не была. Все читается по Кеймену, в МГУ уж точно. В Питере... Я и не знаю, в Питере вообще габсбургской Испанией кто-нибудь занимается? Разве что Ариадна, но ее тема исключительно колонии.

Сейчас, волею судеб, изучаю плотнее Грозного царя; как то странно, что он у Вас ассоциируется с Филиппом. :) Хотя возможно параллель можно провести, если не между личностями, то по крайней мере между историографическими подходами к ним из эпохи в эпоху.

Кстати об Иване. Дочитал я наконец Филюшкина, ту книгу по военной истории Ивана Грозного, что он недавно издал на английском. Не хотелось бы обижать никого, но в некоторых местах перевод просто срамной. Что касается анализа, мне показался достаточно традиционным, но аккуратным.

Reply

thor_2006 November 16 2010, 04:57:53 UTC
Мне трудно сравнивать Кеймена с Паркером - работы Паркера про Филиппа II мне довелось если не читать полностью, то, во всяком случае, просматривать и делать выписки - но все это делалось с оригиналом. Кеймена на английском читать мне не довелось, у меня он на русском, возможно, в этом и проблема. Но Паркер мне понравился больше. Может, это что-то личное, как-никак, в дедушка Паркер - это гуру, сэнсей, на его трудах я учился. :)
Хм, насчет перевода - эт-точно, Испания у нас как была не в моде, так и остается в ней по-прежнему. А жаль! Почему - не знаю, может, я и ошибаюсь (потому как никогда историей Испании XVI в. серьезно не занимался - так,остался на уровне "Всемирной истории" и пары-тройки прочитанных еще в студенчестве книг, пока к ним не добавились Паркер с его Филиппом да Кеймен). Но у меня почему-то действительно все время возникают ассоциации между развитием ситуациив России и вокруг нее и Испании во времан Ивана Грозного и Филиппа II. Оба монарха безусловно талантливы и чрезвычайно работоспособны (хотя Иван, как будто, натура более артистичная и нервная), есть что-то общее в работе государственного аппарата (тут я сужу по военной сфере - умение организовывать военные операции и их снабжение на значительном удалении от центра государства), обе страны выступают в защиту христианства от всякого рода попыток его "исправления", оба монарха пали жертвой пропаганды, создавшей этакую "черную легенду" о тиранах и кровопийцах на троне, этаких исчадиях ада - отсюда и своеобразный историографический подоход (кстати, как-то в одной книге польских историков по истории Польши нашел интереснео замечание о том, что в Речи Посполитой XVI в. относились к Испании с плохо скрываемой неприязнью по причине того, что де король подавил дворянские, шляхетские вольности, что в Испании нет свободы, что там царствует чуть л не тирания и пр.). Наконец, оба государства надорвались в войне на несколько фронтов, пытаясь выполнить оказавшуюся невыполнимой внешнеполитическую программу. Как-то так получается.
А насчет Филюшкина сказать ничего не смогу - н читал, не читал, увы. Что же касается его работ, что у нас, в Руссиянии выходят, то он, скорее, не традиционалист, а новатор, умеет найти неординарный подход к изучению казалось бы, хорошо известных событий (например - его тезис о том, что Ливонской войны не было). Сейчас закончил читать его биографию Василия III - честно скажу, при всем уважении к покойному Р.Г. Скрынникову я поставлю работу А.И. все-таки выше. И интереснее, и читается не в пример лучше и увлекательнее.

Reply

faber_scriptor November 21 2010, 07:41:16 UTC
Камрад, а что с системой грантов? Можно договорится о получении гранта за перевод работы и издание её в России от того же МГУ?

Reply

thor_2006 November 21 2010, 16:35:11 UTC
Я так понимаю, что мне такой труд не по силам, ибо испанским я не владею. А камраду Egir'у РГНФ такой грант вряд ли выдаст, поскольку он иностранножитель. Да и тема как-бы не очень то и популярная... Увы! :(

Reply

egir November 21 2010, 16:43:55 UTC
Камрад Эгир еще к тому же капиталист, даром работать не хочет, скидок не делает, и рублями не возьмет. :D Особенно на/для/за 1500т страниц.

Reply

faber_scriptor November 21 2010, 17:58:39 UTC
Работа должна оплачиваться. Хорошая работа - вдвойне. Я сомневаюсь, что гранты выдаются рублями. Вообще тема интересная... правда, к сожалению я не знаю с кем можно было бы поговорить, чтобы хотя бы понять как обстоит дело с подобными переводами. Впрочем, Антуан, возможно, в курсе.

Reply

faber_scriptor November 21 2010, 17:55:52 UTC
У вас, уважаемый Тор, есть другие замечательные работы - пусть и не в бумажном виде (хотя, я возможно, чего-то не знаю). А вопрос был адресован достопочтимому камраду Egir'у. Вопрос получения гранта, я так понимаю, не сильно связан с местом жительства. У нас многие ученые получают гранты от иностранных компаний.

Reply

egir November 21 2010, 18:03:37 UTC
Не знаете, не знаете. Диссертация его вышла недавно в печати: http://www.ozon.ru/context/detail/id/5067850/

Тут, насколько я понимаю, дело в другом. Иностранцы-грантодатели местным платят, местные грантодатели иностранным нет. Так, в принципе, везде. Потому что вклад (теоретически) должен быть в отечественную науку.

Reply

faber_scriptor November 21 2010, 18:26:15 UTC
Что ж можно порадоватся, что выходят такие книги. "Пичаль", что нельзя записывать информацию прямо в голову. Вообще, надо будет приобрести книгу. Хотя я пока так и застрял с тактикой тридцатилетней войны, которую вы мне прислали. Я начал переводить - скверно выходит - я понимаю смысл, а как предложение удобоваримо перевести на русский...увы. Сейчас у меня закончится работа..работы..хм..и надеюсь на отпуске уделить этой теме больше вниманию.

Reply

egir November 21 2010, 19:02:12 UTC
Из его последующих статей видно, что некоторые его взгляды переменились, и я это очень ценю в человеке, и в историке. Знания наши не похожи на математические теоремы. По мере ознакомления, анализа, сравнительного исследования все меняется. Впрочем Тор Вам сам расскажет, какие из его тогдашних взглядов переменились, не хочу лишать его инициативы.

Reply

faber_scriptor November 21 2010, 20:15:19 UTC
Мне понравилось сравнение, которое дал Kirill. Он сравнил историю с криминалистикой. Что касается математики. Но мой взгляд - это очень неплохой язык. Я даже как то считал что "человеческий" язык лежит между двумя "полюсами" - информативным - математикой и эмоциональным - музыкой. но такая модель слишком условна.

А камрада Тора я с удовольствием послушаю))

Reply

egir November 21 2010, 20:51:16 UTC
Вот тут я не соглашусь. И дело не в том, что у нас с Кириллом своеобразная вражда (что-ли?), и не в том, что Ваша идея о музыке мне не импонирует. Очень даже поэтично. Но...

Для меня проблемно, когда в обсуждениях истории кто-то оперирует чужеродной методологией и методикой мышления. История не подвластна тем-же нормам и правилам, которым подвластна прикладная математика, физика, химия, кибернетика, информатика. У нас нет формулы, у нас нет возможности эксперимента, у нас нет целой осязаемой конструкции, в истории нельзя построить целую цепь аргументов на одном предположении (то, что в греческом зовется έστω). Часто сталкиваешься на форумах с людьми, которые в силу своей привычки, или в силу своего образования, стараются обсудить историю исходя из всевозможных стандартных моделей, "прикладывая" методику их наук на изучение того или иного исторического вопроса. Т.е. мое мнение упрощенно (и немножко коряво, извините) - хочешь играть в нашу игру, играй по нашим правилам. Ибо в изучении истории есть своя методология, свои правила, своя структура аргументирования.

В сравнении истории с криминалистикой есть свои слабые проблемы. Опять же частью слабость тут в наличии своего рода моделей, стандартов. Я бы сказал правильнее было бы сравнить с криминалистикой какие-нибудь отдельные отрасли исторической науки, например источниковедение. Еще один слабый момент, мне кажется (частью характеризующий старую историографию) - это своеобразная ограниченность рамок. Т.е. в случае криминалистики (кстати, криминологии тоже) общая картина, общий контекст, отбрасывается за ненадобностью, т.к. изучается отдельное преступление, чаще всего с конкретными возможными фактуальными альтернативами, но всегда в определенных узких рамках. В случае исторического события рамки изучения намного шире по всем параметрам, начиная с хронологического, потому что история процесс, а преступление - случай.

Reply

faber_scriptor November 21 2010, 21:29:21 UTC
"Вот тут я не соглашусь. И дело не в том, что у нас с Кириллом своеобразная вражда (что-ли?), и не в том, что Ваша идея о музыке мне не импонирует. Очень даже поэтично. Но..."

У меня с Кириллом тоже очень натянутые отношения. Насчет моей идеи о музыке и математике - не придавайте значения. Это была просто некая мадель - а модель это всегда условность.

"Для меня проблемно, когда в обсуждениях истории кто-то оперирует чужеродной методологией и методикой мышления. История не подвластна тем-же нормам и правилам, которым подвластна прикладная математика, физика, химия, кибернетика, информатика. У нас нет формулы, у нас нет возможности эксперимента, у нас нет целой осязаемой конструкции, в истории нельзя построить целую цепь аргументов на одном предположении (то, что в греческом зовется έστω). Часто сталкиваешься на форумах с людьми, которые в силу своей привычки, или в силу своего образования, стараются обсудить историю исходя из всевозможных стандартных моделей, "прикладывая" методику их наук на изучение того или иного исторического вопроса. Т.е. мое мнение упрощенно (и немножко коряво, извините) - хочешь играть в нашу игру, играй по нашим правилам. Ибо в изучении истории есть своя методология, свои правила, своя структура аргументирования.
"
Я думаю, что неплохо было бы посветить этому вопросу отдельный пост. Потому, что я, например, очень мало знаю..даже ничего не знаю о правилах и методах в изучении истории.
Для меня Дельбрюк стал откровением именно потому, что у него затрагивались вопросы анализа источников. До этого были лишь всякие энциклопедии.

"В сравнении истории с криминалистикой есть свои слабые проблемы. Опять же частью слабость тут в наличии своего рода моделей, стандартов. Я бы сказал правильнее было бы сравнить с криминалистикой какие-нибудь отдельные отрасли исторической науки, например источниковедение. Еще один слабый момент, мне кажется (частью характеризующий старую историографию) - это своеобразная ограниченность рамок. Т.е. в случае криминалистики (кстати, криминологии тоже) общая картина, общий контекст, отбрасывается за ненадобностью, т.к. изучается отдельное преступление, чаще всего с конкретными возможными фактуальными альтернативами, но всегда в определенных узких рамках. В случае исторического события рамки изучения намного шире по всем параметрам, начиная с хронологического, потому что история процесс, а преступление - случай."

Большое спасибо) Есть над чем подумать. Хочется "продолжения банкета".

Reply

thor_2006 November 22 2010, 05:12:57 UTC
Э-э-э-э, всякая книжка хороша вовремя. Вот кабы сия книжка вышла бы тогда, когда была написана, года четыре или три назад (пока камрад Antoin за тему не взялся), ей бы цены не было. А сейчас она устарела, уже устарела... :(

Reply

faber_scriptor November 23 2010, 09:38:52 UTC
А в чем она устарела?

Reply

thor_2006 November 23 2010, 09:52:54 UTC
Мне, как автору, непросто ответить на этот вопрос. Пожалуй, лучше будет сказать так - я попытался сделать некий общий обзор, исходя из той информации, которой обладал к концу 2006 г. С тех пор вышла новая литература, мне удалось кое-что разыскать, камрад Egir помог - одним словом, сегодня я бы уже не рискнул бы написать нечто подобное (во всяком случае, применительно к Западной Европе - ув. Egir или Antoin сделают это лучше, чем я). Как то так... Лучше я займусь Россией XVI в. (от Старой Руссы до Добрынич - хе-хе-хе)! :)

Reply


Leave a comment

Up