Фото с путешествия в мемориал Саласпилс, год 2012.

Jul 01, 2012 20:22

   Фотодополнение к основному посту.

* Спасибо, я знаю, что качество фот плохое. Злоупотреблял в то время автоулучшителем, теперь не поправить.
** Некоторые подписи к фотами полемизируют с постом другого автора, на который тут не ссылаюсь по причине глупости его.

   К мемориалу - только для пешеходов. Кстати, такой клееный гравий вместо асфальта был и при СССР. Вдали виднеется вход с надписью "За этими воротами стонет земля". (Под ними, наверно, ещё больше.)




Дата освобождения местности от немцев - сам лагерь они к тому времени уже спалили, эвакуировав заключённых.


Посетители. Отмечу разный цвет бетонных плит - по нему видно, что самих изношенных постоянно меняют на новые.




Лагерный календарь.






И опять сильно гравийная дорога, ведущая большим кругом по середине территории. Называется "Дорога страданий". Все эти неудобства для посетителей - часть задумки авторов. А что вы хотели, эсесовцы же.






Народ бегает вокруг места виселицы.




Посреди стриженых газонов - скульптуры размером, вызывающем мысли об острове Пасхи.




Опять же, нарочитая грубость исполнения.


Крота вся наша история не колышет, его дело - копать.






Тикающий метроном под алтарём. Цветов немного, поскольку никаких политакций в эти дни не проводилось. Плиты, как видим, совсем свежие. Выемки между ними тоже прочищенные.








Садовник. Это мааасквичи думают, что трава сама такой короткой вырастает, а английский газон создаётся несколько иначе - постоянным кошением.


Памятная плита от общества бывших узников концлагерей.




Да и цветы, между прочим, не сами выросли. (Это опять намёк на гостевых мааасквичей, утверждавших, что мемориал заброшенный.)


На месте детского барака нынче принято складывать игрушки - впрочем, сейчас это уже потеряло прежний смысл и превращается в такую же демонстрацию как "Русские марши", празднование 9 мая или отказ разговаривать по-латышски, поскольку идея оседлана пропагандистами. Авторов идеи я понимаю, но при СССР такого бардака, кстати, не было.


Вот радость-то для коллекционеров.






И садовника ваша история не колышет, его дело - чтоб было красиво.




Это вход в здание ворот, но сперва я решил пойти посмотреть, что за коричневые домики в сторонке.






Первый же взгляд вблизи дал очевидный ответ на назначение домиков.




Домик администрации и охраны. Из охраны был замечен только псин на коротком поводке (лаял на меня долго, но без души), но внутрь я и не стучался - по-любому кто-то наверняка сидит за мониторами камер, либо тут, либо в другом месте.




Оттуда же гравийная дорожка (чтобы кто попало не стал ноги утруждать?) вела к маленькой братской могиле немецких военнопленных, захороненных тут же (концлагерь продолжал работу до октября 1946). Что поделаешь, Саласпилс - местность боёв и могил ещё со 17 века.


На немецкие деньги и на маленькой территории орднунг получился почти образцовый.










Муравейник.




Подальше такая вот стела, причём ещё со советских времён текст на латышском длиннее.


Опять же для ищущих преступления националистов - при СССР было так же, только трава была повыше. Это не является намеренным запыхиванием надписи в кусты, а задумкой авторов.


А кое-кто просто ягоды собирал.


Итак, я возвратился ко входу в музейное здание. На входе - такой вот выступ, чтобы зацепиться, не знаю, что он символизирует. Немцы хоть табличку "Ахтунг!" в подобных ситуациях вешали.


Внутри всё как 30 лет назад. То есть пусто и бессмысленно. Стены пустые без малейших следов укрепления на них чего-либо - а вместо предлагаемого авторами пути размышлений о бренном могли бы разместить нехилую экспозицию.


Стена мемориала изнутри.


Галерея с видами сверху. Из печального: в конце её вверху ранее стояла зверски политкорректная надпись о том, что тут множество людей убили за то, что они любили свою родину... и перечислили пару десятков национальностей, в виде особой милости приписав среди них и евреев. Если вспомнить основной контингент Саласпилса, то совершенно непонятно, кого там казнили за любовь к своей родине - или даже Советскому Союзу. Надписи глупой мне не жалко, а написать что-то вместо неё больно дорого было?


Пейзаж сверху.










Насчёт развала - если поискать, можно найти немало мест, требующих ремонта. Только вот всё это отремонтировать без особой отдачи - это уже расходы не уровня города и даже не казны мелкой страны. Не рушится, и ладно.








Экспозиция. Это... ах да, я обещал не ругаться. Это не новая проблема, при СССР её тоже практически не было. Товарищи авторы с товарищами из ЦК так задумали. Так вот, они задумали плохо.






Карта мемориала.




Вид после сожжения.




Высокоинформативное описание лагеря. Причём. Пять лет назад в описании была ещё фраза "Концлагерь отличался особо строгим режимом." Теперь она исчезла - но только на русском, на остальных языках осталась. Принтер, что ли, недопечатал?


Итак, мы видим 21 здание барачного вида и догадываемся по рисунку ещё о примерно 10... хотя трудно сказать, все эти здания - бараки или часть из них являются хозяйственными либо производственными. Разные источники называют разное число бараков. В советской энциклопедии уверяется, что в итоге их было 45 (а в самом мемориале пишется - 39). Совремённые российские источники называют меньшие цифры бараков, но никак не сходятся на одном. Однако в любом случае очевидно, что хотя в лагере убивались люди, количество трупов никак не может исчисляться сотней тысяч или больше. Люди в лагере жили долгое время, часто дольше года, а количество мест при 150 местах в бараке - 2 тысячи в середине 1942 и 6 тысяч при полной достройке. Удвоим, поскольку бараки могли быть переполненными (есть такие рассказы). Ни ста, ни 50 тысячам трупов из среды заключённых взяться неоткуда.








"В последний путь". Этот рисунок уже не про Саласпилс - явно имеются в виду гоняемые на расстрел евреи с гетто. Впрочем, особая точность деталей художника очевидно не заботила.


Военнопленные из "Шталага".


Просто ухоженный пейзаж уже на возврате - я снял всё что хотел и пошёл в сам городок, ещё кое-что доснять там.



salaspils, 2ww, pamjatniki, foto

Previous post Next post
Up