Шлялись по Еэкабпилсу

Jan 13, 2007 15:43






Наконец-то дошли руки продолжить выкладывать фотки походов. Итак, мы остановились у Даугавы, на мосту, где из транзитной части города Крустпилс переходим другую сторону реки - в собственно Еэкабпилс. Город назван именем отца-основателя герцога Еэкаба (он же Яков у русских, Джейкоб у новозеландцев и так далее), который якобы совершенно случайно остановился посреди леса и заявил, что тута будет город. На деле тут уже имелся посёлок, причём русский. Гонимые в России староверы бежали в Латвию и построили тут слободу почти напротив Крустпилса. Слобода жила неплохо, поскольку в этом месте пороги Даугавы вынуждали бурлаков перегружать вещи на повозки и везти в значимую тогда Яунъелгаву - тем самим, транзитный пункт по обе стороны реки зарабатывал по мере сил. Вскоре жители местечка скумекали, что в Латвии не хватает приличных плотогонов, и занялись этим, тем самим "интегрировавшись" в местный рынок труда. В 1670. поселение было признано городом и с тех пор спокойно развивалось, пока построенная на другом берегу железная дорога покончила с традиционным промыслом обслуживания и транзита. Впрочем, традиционная для Латвии деревообработка - главная промышленная отрасль сохранилась. Любопытно, что герцог в 1670. запретил в городе селиться и немцам и латышам - видимо, считая, что те должны сидеть в Крустпилсе и не докучать староверам. Не знаю уж, когда это остроумное распоряжение было отменено... Лень искать точных цифр, но по атласу, в конце 19 века население города составляли: 45% евреи, 30% латыши, 20% русские; все +- 5%. К 1912. в городе работали три фабрики музыкальных инструментов, войну не пережила ни одна.

Бардак Первой мировой не обошёл города - Даугава стала линией фронта, со соответствующими последствиями для прилегающих территорий. После неё в гражданской город переходил из лап в лапы, под конец ещё на него территориальные претензии заявила Литва (собственно, она заявила их чуть ли не на половину нынешней Латвии, но определяющая тогда положение Антанта послала их подальше).
Первая мировая сильно изменила национальный состав латвийских городов - российские власти изгоняли евреев из зоны боевых действий, подозревая тех (часто не без основания) в пронемецких симпатиях. После войны Еэкабпилс более-менее восстановился, но национальный состав изменился - в 1935., по атласу, имелись 65% латышей, 15% евреев и 15% русских. Крупнейшим левобережным предприятием становится шерстяная фабрика, в Крустпилс построили сахарную фабрику, нынче закрытую (производимый в Латвии сахар оказывается слишком дорогим по сравнению с конкурентами, а дотировать его запрещает Брюссель). Вторая мировая города по латвийским меркам особо не разрушила - скоростный драп советских "защитников" обошёлся без серьёзных боевых действий, а немцы через три года тоже не стали особо упираться - к тому времени русские их угрожали отрезать с юга,- и отступили во избежание. В захвате города участвовал и корпус латышей красной стороны (легион коричневой стороны в то время сражался севернее).
Русская власть принесла традиционные изменения: население города возросло втрое, отчасти за счёт завоза колонистов, отчасти за счёт разрушения сельского хозяйства. Тем более что политика довоенной Латвии на искусственное удержание населения на селе, легко и часто бесплатно выдавая чуть ли не всем желающим крошечные участки земли, к 1940. уже была явным архаизмом, годным только для времени мировой войны, и народ повалил в города. Еэкабпилс с Крустпилсом как транспортный узел по советскому стандарту напрашивались на крупные предприятия и на улучшение расового состава. Специализацией города было выбрано производство стройматериалов, построены военные объекты для защиты города от империалистической агрессии. Этнический состав тоже был должным образом исправлен - к 1989. латыши составили лишь 48% населения города. Сейчас, после вывода войск, латышей 58%, русских 31%. Основные отрасли - промышленность и торговля. В городе порядка 800 предприятий. Главной отраслью производства опять же стала деревообработка и производство мебели. Работают и предприятия строительной и швейной промышленности, но в основном на экспорт.
Оба города были объединены в 1962., с восстановлением моста между ними. Однако по-прежнему они очень отличаются.
Екабпилс - самый взрываемый город Латвии. Ледяные заторы Даугавы, обострившиеся после постройки Плявиньской ГЭС в 60.-ые, почти ежегодно угрожают городу, и их приходится взрывать. И то не всегда получается.
Официальный сайт города, как и чуть ли не всё остальное в Латвии, финансирован на деньги Евросоюза и поэтому туповат. Но для интересентов может пригодиться.

Энто вид на екабпилские домики с моста.


Первым делом мы направились в парк Кена - имени местного помещика и ликерного фабриканта, в своё время создавшего его. Особо не впечатлил, ибо заботы о нём не чувствуется.




Двинулись в сторону центра.


Гордума. Если к ней прибыть пластинку "в этом здании ранее размещалось...", получилась бы стела, достойная фараонов - от окружного суда, райкома и командантуры до общежития техникума и терапевтического отделения больницы.


Колледж агробизнеса.


Я с виду подумал, что это Эль Кабако "У Сиипуолнйека". Но оказалось, что там художественный салон имени местного органиста.




Центральная площадь уже не служит автовокзалом, а автостоянкой. Результат примерно тот же.


А в этой будке при СССР был автовокзал.


В Риге кафе с легендарным названием ("Жопа" по-фински и по-эстонски) закрылось, а тут она - плиз, работает.


Местный очаг культуры, бывший Дом айзсаргов, построенный на месте бывшего монастыря. Уж сколько раз мы его настольным хоккеем загаживали..


Город явно не первый год страдает от налёта абстракционистов и инсталляторов. Или одного, но очень деятельного.


Система водоснабжения не изменилась. Снимок сделан 50 м от центральной площади.


Водопровод или не водопровод, но студия стиля/моды/и т.д. таки имеется.


И стиль, в общем, тоже.




Местный Интернет-салон, и раньше вызывавший мои нарекания, нынче и вовсе закрылся - судя по виду.


В сквере у гимназии - памятник кавказским стрелкам первой мировой.




А тут сама гимназия.




Историческое место. Здесь Струве в 1826. закончил свои измерения Лифляндии и построил геодезическую башню. Вместо неё в 2006. торжественно открыли камень. Ранее при царе там был парк для богатеев (с платным входом), при совьете - парк Пушкина, кой тут ни рылом ни задом не появлялся, в 1992. парк назвали именем Струве.
Камень уже включен в список наследия мировой культуры ЮНЕСКО. Мнение по поводу ЮНЕСКО позвольте не высказать.


Баптистская церковь.


Она же.


И опять светящийся крест. Как в Каарсаве.


В энтом месте был основан город,-гласит надпись на камне. Если бы мы не нашли чуть дальше ещё один примерно такой же, можно бы и поверить.


А это мужской монастырь св. Николая (то бишь Санта-Клауса). Бывший, судя по виду. Сантаклаусу, видать, опротивела кампания политкорректоров против него, и зимы он в этом году решил не давать.


Внутреннее убранство. Снято сквозь забор - лишь потом я убедился, что мог сделать это и покомфортабельней.


Защитная дамба.






Над дверю музикальной школы.


Очередной подвиг скульпторов. Надеюсь, хоть местных - своему отдать не столь глупо.


Домоуправление номер какой-то там. Анархистский красно-чёрный флаг - это городской.




Старообрядческая церковь.








Более развитая методика водоснабжения.






Печальный пейзаж вдали - территория будущего строительства.




Строительство ведёт Ханзабанка. В смысле, сама кредит на квартиру даёт, сама и подрядчиков нанимает.




В церковном двору.


Все фоты

jekabpils, puti, latvija07, welcome, foto

Previous post Next post
Up