В 90-х Москва была огромным торговым рынком: уличная торговля, пункты обмена валюты на каждом шагу, группы кавказцев в аэропортах и возле вокзалов, рестораны и гостиницы, где "мест нет", повсюду кучи мусора, грязь. Мусор летал по улицам, пивные осаждались штурмом, менты ППС и гопники вымогали деньги, или забирали понравившуюся вещь у приезжих уличных торговцев. Повсеместная помойка оправдывалась временными издержками перехода к рыночной экономике.
Сейчас, в годы Стабильности, Москва имеет третий по величине бюджет среди городов мира. Столичные жители гордятся своим статусом, снисходительно отзываются в инете о "Замкадье", где "жизни нет", и дружно голосуют на выборах за стабильность и процветание.
Столица известна высокой зарплатой её обитателей и финансовыми потоками, вливающимися со всех сторон подведомственного ей государства. Приехав в Москву, ожидаешь увидеть процветающий город, значительно изменившийся в лучшую сторону.
Но Москва перед глазами приезжего предстаёт унылым, серым, гипертрофированным монстром, с бесконечными рядами типовых совковых многоэтажек и отдельными вкраплениями чего-то выступающего над ними, вроде Останкинской башни, памятника Космонавтике на ВДНХ, пластиковых башен Москва-Сити и пр. Эти отдельные сооружения никак не оживляют картину, выглядят нелепо на общем унылом фоне. Даже сохранившиеся старинные особняки где-нибудь на Чистых Прудах теряются в серой массе гипертрофированного города. Серо и уныло всё - дома, улицы, московское небо, москвичи, одетые в дешевое китайское тряпье исключительно темных цветов. Встретив кого-то в яркой одежде, поневоле останавливаешь на нем взгляд, настолько это необычно на московских улицах. Скорее это будет негр, зарабатывающий на хлеб раздачей рекламных листков прохожим, или приезжий, но не москвич. Лица москвичей тоже серы и невыразительны, как сама Москва, с не то озабоченным, не то озадаченным выражением , как будь-то все поголовно страдают от несварения желудка. В метро или автобусе все едут молча, погруженные в анабиоз до своей станции, если заговорить с кем-то, в ответ скорее всего получишь или односложный ответ, или молчание. Если нужно узнать, как добраться куда-либо, спрашивать лучше у людей среднего возраста и одетых поприличнее. Тогда получишь подробное объяснение. Девушки на вопрос либо не реагируют, либо отрицательно трясут головой и ретируются в сторонку. На улицах много курящих женщин любого возраста. Дымят прямо на ходу.
Что особенно поразило - в Москве вообще не видно детей! Их нет нигде - в метро, на улицах, в магазинах, во дворах, вообще нет! Нет как среди многотысячных снующих толп, так и в подобиях не то скверов не то лужаек. Это особенно контрастно на фоне Екатеринбурга, где мамаши с колясками прогуливаются повсюду, детские площадки заполнены детишками, катающимися с горок, детей множество везде - в магазинах, транспорте, в центре и на окраинах, в толпе на праздновании дня города или Масленицы. В Москве, когда я увидел ребёнка в коляске в вагоне метро, единственного за день, смотрел на него уже почти как на инопланетянина. Мальчик сидел в коляске у дверей и зачем-то ногами упирался в двери, развлекался так. Мамаша на мой вопрос, почему в Москве вообще не видно детей, ответила:" Видите же - ничего не приспособлено". И помчалась с коляской к эскалатору.
Вообще все передвигаются быстро, как бы опаздывая на последнюю электричку, поневоле заражаешься этой суетливостью, хочется куда-то бежать и что-то делать. Атмосфера всеобщей беготни и спешки на улицах, вокзалах, в метро. Зато в финансовой конторе, ради посещения которой собственно и приехал в столицу, нужные документы оказались "не совсем готовы, придётся подождать".
В столице неожиданно мало мигрантов. Когда ехал в Москву, ожидал увидеть "засилье инородцев и мигрантов", заполонивших московские улицы. Судя по тому, как живо обсуждается тема гастарбайтеров в интернетах, от них не должно быть прохода.
Ещё в вагоне поезда заметил пару "таджиков", но они оказались русскими, один ехал с заработков, из Якутии, второй в командировку в Пермь. Как оказалось, оба служили срочную в Абхазии, в разное время. Из впечатлений вспоминали больше, как пересекались с местными жителями, чем службу. Как абхазцев, так и грузин называли "они", ни разу не назвали "кавказоидами", или ещё как-то ругательно, отзывались о местных почти с восторгом. Особенно их поразили якобы "зажиточность" кавказцев - наличие у них большого домашнего хозяйства, и полное отсутствие бомжей и брошенных на произвол судьбы одиноких стариков и сирот. Если кто-то окажется в трудном положении, всегда найдется родственник, который поможет. Одинокая старушка не окажется в доме престарелых, ребёнок-сирота не попадет в детский дом. Если нет родственников, есть соседи.
Первых мигрантов увидел на вокзале, в подземном переходе метро. Группа человек из пяти, по виду таджиков. Выглядели довольно колоритно, как повзрослевшие беспризорники. Не опустившиеся до бомжей, но по грязной одежде и помятым лицам как будь-то только что вылезшие из теплотрассы поблизости. Вели себя непринуждённо, живо разговаривали, не обращая внимания на прохожих. Спустившись в метро, обнаружил, что мигранты у входа - единственные увиденные на сегодня. И в дальнейшем за недельное пребывание в Москве не увидел никакого "засилья кавказцев и азиатов". Хотя они в Москве встречаются намного чаще, чем малые дети, но гораздо реже, чем в Екатеринбурге. А в Интернете приходилось читать: "В метро славянских лиц не увидишь", "В Москвабаде русские в меньшинстве" и прочую, как оказалось, ерунду. Мигрантов почти нет в метро. Среди дворников на улицах можно увидеть не только узбеков, но и славян - возможно украинцев, или приезжих откуда-то из Тулы. Водители автобусов абсолютно не похожи на киргизов или узбеков, кондукторы - пожилые русские женщины. В "Ашане" кассирши - русские женщины! Может быть, не москвички, но явно не мигрантки. Охранники везде - не мигранты (в одном из супермаркетов в костюмах и с забавной надписью на бейджике "уполномоченный по порядку"). Все эти должности в Екатеринбурге заняты мигрантами. Кондукторы в автобусах и трамваях все чаще мужчины узбеки, все реже женщины, приезжающие "на вахту" из Курганской области. На кассах в торговых сетях мигрантки из Киргизии почти вытеснили местных женщин. Охранники в сетях - мигранты. В Москве же мигрантов из бывших республик почти не видно, в какой-нибудь Верхней Пышме в процентном отношении к местным их на порядок больше. Некоторые люди с "некоренной" внешностью выглядят как вполне социализировавшиеся, не выделяясь из общей массы по поведению, манерам, неуловимым особенностям поведения местного жителя. В салоне МТС, где я покупал симку местной связи, продавец с именем Аслан на бейджике говорил без малейшего акцента и походил не на мигранта, а на москвича с пропиской.
В Москве довольно много пространства. Улицы широкие, есть место для ландшафта. Но это явное преимущество не используется. Огромные уродливые дорожные развязки и нависающие эстакады выглядят тяжеловесно, неказисто и грубо. Зеленые зоны, где они есть, например в районе ВДНХ, спланированы каким-то студентом-недоучкой, не слышавшем о ландшафтном дизайне. Хотя наверное, студент справился бы лучше, проявил бы хоть какую-то фантазию. Скверы выглядят скучно, вообще повсюду какой-то совдеповский стиль в его худшем виде. Клумбы зачем-то засыпаны окрашенной в разные цвета деревянной щепкой. Кто-то проявил так свой неординарный вкус к красоте.
Вкупе с неприветливым серым московским небом, бесконечными унылыми рядами панельных советских двенадцатиэтажек, закатанного в асфальт пространства, серой однообразной плиткой тротуаров, дымящих в пробках машин, вереницей хмурых лиц в спешащей толпе - всё производит стойкое впечатление некомфортной среды обитания. Москвичам тесно и неуютно в этой урбанизированной изуродованной среде, но при этом они уверены, что жалкие "провинциалы" живут куда хуже, желчно завидуют москвичам и мечтают о московской прописке.
Москва между тем - город не для жизни, а для работы. Московские зарплаты реально высоки, 50-70 тыр довольно обычное дело для столицы. При этом большинство прохожих выглядит так, как будь-то перебивается на 10-ти . Китайские полутапки-полукроссовки за 200 р и черная куртка-плащевка за 1000, походу покупаются типичным москвичом прямиком с поезда Улан-Батор - Москва у монголов. Лицо типичного москвича бледно-серого оттенка, одутловатое не то от потребления продуктов быстрого питания, не то от пивасика по вечерам. Если москвич находится в состоянии покоя, например в вагоне метро, он принимает отрешенный или деловой и задумчивый вид. Не то размышляя о смысле бытия, не то напряженно вспоминая курс индекса Доу-Джонса за прошедшую неделю. В остальное время он стремительно перемещается в толпе, срываясь с места на пешеходном переходе ещё на красном сигнале светофора, и шагая по левой стороне эскалатора в метро. Единственное место, где люди не были безликой толпой, а выглядели разнообразно и интересно - шествие за освобождение узников Болотной. Отдельные персонажи выглядели особенно колоритно. Много было пожилых, типаж старой московской интеллигенции, на улицах их встретишь редко.
Впрочем, не довелось побывать ни в музеях, ни в ночных клубах. Образ москвича вырисовывался только на улицах и в метро.
Москва вызывает недоумение несоответствием неустроенности, беспорядочности застройки, неумелой организации пространства, всеобщего хаоса и неуютности - и размерами денежных вливаний в город. Когда я увидел посреди тротуара нелепые гранитные не то урны, не то кадки, напоминающие надгробия с посаженными в них ёлками, в общем-то уже и не удивился, что одна такая хрень обошлась в 7 000 000 р. Куда-то же тратится бабло немерянное в городе с третьим в мире бюджетом, но выглядящем, как захудалый Мухосаранск, помноженный на тысячу.
До последнего посещения Москвы я считал самой провинциально выглядящей столицей Киев. Но Москва вполне оспорит это. А уж по части унылости она впереди. В Киеве хотя бы есть каштаны, оживляющие улицы.
Ещё именно теперь удивило, как москвичи проголосовали на выборах мэра. Помнится, накануне выборов рассуждали о "опыте работы, крепких хозяйственниках, профессионализме". В чём проявляются опыт работы и профессионализм "крепких хозяйственников"? Где результат? Сейчас это просто вызывает смех. Неужели москвичи сами не видят, что живут в непригодной для проживания, некомфортной и неустроенной среде обитания? Или именно этот, помноженный на тысячу Мухосаранск - их идеальный город?
k