Развитие российского общества было определено чубайсовской приватизацией, Непотопляемый Чубайс - это одна из самых ключевых фигур новейшей российской истории, Право на частную собственность в новой ельцинской России было провозглашено для всех. Но это право собственности ограничивалось в узком диапазоне, Граждане приватизировали уже имевшиеся у них в пользовании квартиры получили ваучеры на долю госимущества, правда не имевшие именного статуса и оказавшиеся для большинства неискушённых пустыми бумажками, да появилась гипотетическая, возможность начать свой бизнес. Не имевшие существенных накоплений и опыта граждане могли лишь постепенно входить в рынок и развивать бизнес. Но переход к капитализму был сделан одним рывком. Громадная бывшая социалистическая собственность путём манипуляций сконцентрировалась в руках узкой группы избранных. Проблема в том, что концентрация произошла слишком быстро. Общество в значительной части не признало легитимность новых капиталистов, разбогатевших в одночасье на руинах разрушенной страны. В результате сомнительное право частной собственности требовало политического режима, который обеспечил бы олигархам сохранение их собственности. Популист Ельцин успешно выполнял такую роль, при нём тонкий слой олигархов сохранялся в неизменном виде, хотя перетекания активов меняли их статус при перетягивании кем-то одеяла на себя, Зато в слоях крупного и среднего бизнеса шли бесконечные разборки и передел собственности. В ход шли любые средства. Поэтому годы его правления вошли в историю как "лихие 90-е". К началу нового тысячелетия дряхлеющий Ельцин стал вызывать всё большее недовольство широких масс. Поскольку очевидными были всё усиливающееся расслоение общества, крах производства, разгул "братков", попустительство власти. Вот тогда то на горизонте возник скромный работник щита и меча, никому не известный полковник ФСБ Владимир Путин. Маятник качнулся в другую сторону. После ельцинского "разгула" демократии, когда даже о нём самом телевидение иногда могло вещать нелицеприятные вещи, автономиям суверенитета было предложено "сколько смогут унести", когда рушилось вся и всё, явился Путин, и заговорил о порядке, дисциплине, национальной гордости. Ненавидимый народом Березовский оказался вдруг в опале и скрылся в Лондоне. Медиа-магнат Гусинский лишился своих активов и уехал в эмиграцию. Самый богатый олигарх, нефтяной король Ходорковский не просто лишился активов, а оказался в заключении. Путин разрулил, как тогда казалось, ситуацию в Чечне, проведя удачную военную кампанию. Заговорил с Западом на равных, с металлическими нотками в голосе. Удачно сложившаяся конъюнктура цен на нефть способствовала новому герою. Преемник, назначенный дряхлым потерявшим всякое доверие народа Ельциным, вдруг стал популярным, востребованным политиком. Единственным политиком, которого народные массы готовы были видеть на посту Президента долгие годы.
Но что изменилось в структуре российского общества, было ли качание маятника знаком о кардинальных изменениях в политике и экономике? Абсолютно нет. Путин выступил гарантом сохранения уже сложившейся при Ельцине общественно-политической системы. Народу был предоставлен лидер вроде бы такой как он ждал -жесткий, наводящий порядок. Но народ так и остался лишь одним из ресурсов олигархии, как и основные её ресурсы - недра, нещадно эксплуатируемые кучкой избранных. Возросшие в пять(!) раз цены на нефть позволили решить некоторые проблемы - вернуть внешние займы и даже поделиться с бюджетниками, да и с остальными категориями населения. Но уровень коррупции вырос пропорционально росту доходов от нефти. Исчезли братки и ОПС, крышевавшие мелкий и средний бизнес. Но их просто заменили более цивилизованные, не мелькающие в криминальных сводках "крыши" - силовые структуры и чиновники. Олигархия разрослась и укрепилась. Сохранились прежние кланы, но и возникли новые. На благодатном бульоне из нефти и газа выросла новая плесень. Трубопроводы и газопроводы, как щупальца, расползлись по всем сторонам света. Постепенно рейтинг популярности преемника стал снижаться, особенно после комбинации подмены оставшегося реально править Путина на фиктивного президента Медведева. Тот на какое-то время "запудрил мозги" разговорами о реконструкции экономики, но менять никто ничего не собирался и не собирается. Пока идёт золотой дождь из нефтедолларов, олигархию вполне устраивает всё. Единственное, чем может озаботиться правящая верхушка - сохранение нажитой собственности после Путина. Никто не вечен, да и зашаталась так вроде бы надёжно выстроенная путинская вертикаль. Её захлестнули коррупционные скандалы, дискредитирующие власть в глазах электората. Власть довольно легко справилась с митингами протеста после сомнительных выборов, приняв ряд законов и организовав посадки недовольных. Радикал Удальцов и "Левый фронт", выступавшие за полную ликвидацию олигархии, нейтрализованы без излишнего шума.
Но вопрос нового гаранта-преемника остаётся открытым. Возможно, для его решения и затеяны честные московские выборы. Не то обкатка сценария будущих президентских выборов, не то подготовка нового кандидата в преемники. Таким кандидатом теоретически может быть как человек системы Собянин, так и борец с коррупцией Навальный. Лояльность Собянина несомненна, но необходимо проверить его "в бою", насколько будет воспринята легитимность его избрания. Собянин - это и качание маятника в обратную сторону после Путина. Если гипотетически представить его Президентом, он поддержит некоторую демократизацию общества. Сохранив в неизменном виде главный вопрос - собственность олигархов. Некоторая демократизация как назрела в обществе, так и необходима для окончательного закрепления собственности за условной цифрой в тысячу семей. Олигархам нужны гарантии передачи права собственности наследникам. Новым путинским олигархам вряд ли нужны возможные переделы собственности, бывшие при Ельцине и продолжившиеся при Путине. Впрочем, Собянин может и не быть кандидатом в преемники, на нём лишь опробуется схема демократичных выборов: насколько устойчив кандидат от власти в условиях таких выборов. Пока до 2018 года есть время для маневра.
Может ли Навальный рассматриваться, как вероятная замена Путину в 2018 году? Ключевой вопрос - будет ли он гарантом сохранения существующей системы собственности, когда тысяча семей владеет 80% национальных богатств. Проворовавшаяся чиновничья номенклатура при этом вполне может быть принесена в жертву. Как выступили когда-то в качестве сакральной жертвы несколько олигархов. Причём как активно выступавший за приход к власти Путина Березовский, отделавшийся тогда эмиграцией, и лишь недавно сгинувший. Так и имевший с Путиным кардинальные разногласия Ходорковский, сидящий на зоне и поныне. Но готов ли Навальный к переговорам с олигархами, будет ли он лоялен к тем, кого клеймит сейчас, как и вороватую номенклатуру? Или он будет лоялен только к определённой группе, клану, например "ельцинского призыва". и сокрушит с её помощью новый путинский клан? Но путинский клан гораздо многочисленнее: в результата "борьбы" с олигархами их почему-то стало на порядок больше. Да и сам Путин не агнец, готовый на заклание Как будут развиваться события, покажет время, как говорит ведущая Путин-ТВ. И какие-то выводы можно будет сделать уже в ближайшее время, после выборов в Москве. В зависимости от результата выборов и дальнейшей судьбы кандидата в мэры,и одновременно осуждённого к заключению на пять лет Навального. Одни воспринимают его, как появившийся шанс на изменения, другие - как новую подставную фигуру, только в гораздо более изощрённой игре.