Для Владимира Путина вопрос экспорта нефти-вовсе не праздный. Каждая капля топлива, вывезенная на Запад, для него не чужая. Большую часть транспортируют его подчиненные из государственной «Транснефти». Но и частные перевозки нефти имеют к Путину некоторое отношение.
По крайней мере четверть всей российской нефти -более 55 млн т -экспортирует швейцарский нефтетрейдер Gunvor. Его совладельцем называют бывшего сослуживца президента Геннадия Тимченко. Если это правда, получается, что его трейдинговый бизнес за 15 лет разросся со $ 100 млн до $ 25 млрд- это только по официальным данным. Плюс к тому под контролем Тимченко и его партнеров из компании «Северстальтранс» еще и огромный кусок транзитных грузоперевозок.
В женевском офисе Gunvor Services SA, что на Рю дю Рон, дом 63, трубку берет русская секретарь Татьяна Фор. На все вопросы отвечает, что «надо проконсультироваться с моим уважаемым директором», но имени его не называет: «Неважно, как [его] зовут. Как-то зовут!» Под конец десятиминутных расспросов Фор раздраженно кричит, что директора зовут «Вася! Вася!», и бросает трубку. В московском офисе Gunvor в Рахмановском переулке менеджер, представившийся Валерием Сурковым, не намного разговорчивее. Объясняет, что объемы российской нефти, которые покупает компания, разнятся от месяца к месяцу, а в ответ на просьбу связаться с Геннадием Николаевичем говорит: «Вы Тимченко имеете в виду? Наш гендиректор-Торбьерн Торнквист. Он в женевском офисе. А Тимченко к нам отношения не имеет. И вообще он-ма-а-а-ленький человечек».
Судя по данным коммерческого регистра Женевы, все так и есть: управляет трейдинговым бизнесом офшорная компания Gunvor International Limited, которая зарегистрирована на Британских Виргинских островах, а руководят ею Торбьерн Торнквист, три швейцарских адвоката и проживающий в Таллине Сергей Барашев. У Gunvor International три филиала и куча аффилированных фирм. Истинная структура собственности спрятана. Но в России нет ни одной крупной нефтяной компании, которая бы не работала через Gunvor или IPP, говорит аналитик нефтяного информагентства Platts Саймон Тон.
Таинственности добавляет репутация самого Тимченко -экс-сослуживца Путина по 1-му Главному управлению КГБ, коллеги по питерскому спортклубу дзюдо «Явара-Нева» и держателя «черной кассы Кремля», как прозвал его бывший кандидат в президенты Иван Рыбкин. Бизнес трейдера Gunvor благополучно растет. С начала 1990-х он вывозил около 80% нефти «Сургутнефтегаза» (тогда-чуть больше 5 млн т) и часть объемов «Роснефти», которая до 2004 г. не входила и в пятерку крупнейших российских компаний.
Сейчас «Роснефть» выбилась на второе место после ЛУКОЙЛа благодаря скупке активов ЮКОСа, и на Gunvor приходится уже треть ее экспорта. Подрос и «Сургут». К тому же через Gunvor идет около 50% «Газпромнефти» (8,5 млн т) и небольшие объемы нефти «Газпрома» (около 0,4 млн т в год)-всего набирается на 55 млн т с лишним. Сколько составляет прибыль самого трейдера от этих операций, посчитать невозможно: он может получать комиссионные, а может и продавать нефть с маржой, говорит ведущий аналитик группы компаний «Регион» Валерий Вайсберг. Но столь прочные позиции в работе именно с госкомпаниями могут быть связаны как раз с приятельскими отношениями между Тимченко и Путиным, замечает аналитик Ray, Man & Gor Securities Константин Черепанов.
Впечатляют и успехи тандема Тимченко и владельцев «Северстальтранса» на ниве грузоперевозок той же нефти. Один из самых освоенных Gunvor маршрутов-железнодорожные перевозки до эстонских портов и оттуда в Роттердам.
Это самый короткий путь от нефтеперерабатывающего завода «Сургутнефтегаза» в Ленобласти, а обслуживает ветку компания «БалтТрансСервис», дочка «Северсталь/транса», которой маршрут достался в наследство от МПС. В самой Эстонии, по данным государственной полиции безопасности (КаПо), Тимченко и «Северстальтрансу» принадлежат десятки разных компаний - от перевозчиков до операторов по логистике. Трейдеры Тимченко и «Северстальтранс» «благодаря лоббистским действиям в РЖД и Минтрансе» монополизировали почти 90% перевозок нефтепродуктов, идущих к границе Эстонии. Объяснение-прошлые связи. И Тимченко, и совладелец «Северстальтранса» Алексей Мордашов имеют отношение к петербургскому банку «Россия», среди акционеров которого был Путин. Бывший член совета директоров «России» Владимир Якунин теперь возглавляет Российские железные дороги, один из экс-руководителей Виталий Савельев поработал в «Газпроме», а сейчас является заместителем министра экономического развития. В свою очередь выходец из «Северстальтранса» Игорь Левитин в 2004 г. возглавил Минтранс, а бывший глава компании «Линк-Ойл» (по данным правоохранительных органов Эстонии, она тесно работает с Тимченко) Игорь Ромашов недавно занял пост руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта. В РЖД устроился на работу начальником департамента и Игорь Ротенберг, сын известного тренера-дзюдоиста Аркадия Ротенберга.
При смене власти компаниям, которые строят бизнес на использовании административного ресурса, пришлось бы туго.
Впрочем, Тимченко, названного РБК самым богатым олигархом России, это уже не беспокоит. Он давно обосновался с семьей в элитном пригороде Женевы неподалеку от Женевского озера. Владение Тимченко в Колони состоит из земельного участка чуть больше 1 га, дома площадью в 341 кв. м и «подземного сооружения» на 372 кв. м. А состояние Тимченко, с недавних пор гражданина Финляндии, за последний год выросло на 10 миллиардов долларов и достигло 24,61 миллиарда долларов.
info@lenpravda.ru