Гипербола - средство художественного изображения, основанное на явном преувеличении.
Литота - средство художественного изображения, основанное на явном преуменьшении.
Гротеск - предельное преувеличение придающее образу фантастический характер. (Градоначальник с фаршированной головой).
Ирония - осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова?)
МетонИмия - вид трОпа, в котором сближаются слова по смежности, обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. ("Экий ты бестолковый, братец," - сказала телефонная трубка.).
Олицетворение - такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать. (О чём ты воешь, ветер ночной?).
ПерифрАз(а) - один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изображательность речи. (Царь зверей (вместо лев)).
СинЕкдоха - вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого, целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. ("Все флаги в гости будут к нам". "Швед, русский колет, рубит, режет.")
Сравнение - приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. (Лёд, окрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит.)
Эпитет - характеризует предмет, подчёркивает его качества, свойства, создаёт образ и выражен прилагательным.
("Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком").
Анафора или единоначатие - повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, страф. (Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид.)
АнтитЕза - стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. ("Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка Русь!").
Градация - (постепенность) - стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. ("Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым".)
Метафора - скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по средству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
("Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда".)
Инверсия - перестановка слов; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи.
("Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням".)
Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова.
("Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить,
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить!").
ОксЮморон - сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом, т.е. сочетание слов с противоположным значением (острая глупость).
(Мёртвые души; живой труп; живительная эвтаназия; бесконечный тупик; обыкновенное чудо; мужественная женщина; женственный мальчик).
Парцеляция - (разделение, расчленение на части) - стилистический приём расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова с целью придания речи интонационной экспрессии путём её отрывистого произнесения.
("Но шла Россия. Шёл литейщик, пахарь,
Боец, подвижник. Тяжко, трудно шёл.
Неодолимо шёл! К социализму!"
"Но горы близко,
И снег на них. Мы время проведём
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою".)
Параллелизм - художественное средство, когда описание природы подчёркивает настроение героя, ход сюжета.
("Положи меня, как печать, на сердце твоё
И как перстень на руке твоей."
"Летел сокол по небу,
Гулял молодец по свету."
"Шесть он зернышек находит,
Семь семян он поднимает".)
Эллипс - (выпадение, опущение) - стилистическая фигура, пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого в данном контексте. ("Не тут-то (было). Море не горит.")
Риторический вопрос, восклицание, обращения - приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. ("А вы, надменные потолки, известной подлостью прославленных отцов...").
Аллитерация - приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.
("Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой...")
Ассонанс - приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков.
("Скучна мне оттепель:
вонь, грязь, весной я болен...")
Паронимы - близкие по звучанию, но различные по значению слова.
(Геройский - героический;
двойной - двойственный;
действительный - действенный).
Экспрессивная разговорная лексика - слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.
(Грязнуля, крикун, бородач, хвастун, недотёпа).
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.
(кривить душой - лицемерить;
бить баклуши - бездельничать;
на скорую руку - быстро).