Продолжаем изучение острова Кижи. Сегодня, как я и обещал, я продолжу вам рассказывать о гордости нашего зодчества на Русском Севере и у нас в планах посмотреть на простой-непростой дом. Рекомендую перед этим посмотреть мои предыдущие
фототчёты о Кижах.
Ну а что же из себя представляет крестьянский дом? Тут надо отметить что на острове, как я уже писал, все постройки, кроме церквушек, были привезены со всей Карелии. Дом крестьянина Ошевнева был как раз перевезён из деревни, внимание, Ошевнево, что находится в Медвежьегоском районе республики.
Вверху вы видите украшения в виде резьбы на церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Внизу - украшения крыши. Это очень хорошо показывает разницу между священным сооружением и жилищем. В отличии от церкви, дом обладает несколько другими припамбасами, в частности различными резными балкончиками, "рюшами" на крыше и великолепными окнами.
Вот как оно всё выглядит.
В основе дома распологается - деревянный сруб. Именно поэтому он ничем и не украшен. А зачем? Он и так хорош, в него даже гвозди не вбивали, чтоб сруб был прочнее и долговечнее. Представьте его заштукатуренным или покрашенным в жёлтый как в пионерлагере - и сразу пропадет все очарование. Природная текстура - лучшее украшение.
Не правда ли, прекрасно и замечательно?
На начальной фотографии и здесь видны такие украшения на крыше, что-то типа колес с вырезанными узорами. Это обереги, они защищают жилище от злых духов. Вся работа велась топорами. Да-да, эти кружева сделаны топорами.
А какие окна, вы только гляньте! Это превосходно! В этих ваших городах с кондиционерами такого нет. Посмотрите, всё сделано из дерева. Ручками-ручками. Сделано всё это из лучших сосен и елей Карелии.
Сам дом является этаким домом - комплексом, то есть в нём жилые помещения и хозяйственные (типа амбаров) находятся под одной крышей и в плане представляют квадратный сруб.
Дом построен по так называемому типу «кошель», особо распространенному в Южной Карелии. Фишка этого типа в том, что изба и двор стоят рядом, покрытые общей двухскатной кровлей, причем её вершина проходит не над серединой всего здания, как это бывет обычно, а по оси именно жилой части дома. Поэтому скаты кровли получаются разными: один - короткий и крутой, а другой - длинный и пологий. Дом и вправду становится похожим на кошель, большим и вместимым.
Вот таким был дом раньше, в старину.
В 1950-е годы, дом реставрировали под руководством выдающегося реставратора
Александра Викторовича Ополовникова. Он, в хорошем смысле слова, "заболел" Русским Севером и вот что писал в книгах по русскому зодчеству про дом Ошевнева.
Дом громадный: в два этажа со светелкой, крытым двором, длинной открытой галереей, опоясывающей жилую часть с трех сторон, и нарядным балконом у светелки. К нему даже как-то неприменимо слово «изба», настолько он велик и импозантен. Объем его достигает внушительной цифры - две с половиной тысячи кубических метров!
Архитектурно-планировочная структура дома из деревни Ошевнево может служить воплощением патриархального уклада жизни старой северной деревни. Под его кровом - четыре отдельные избы для разных семей одного и того же патриархального рода, светелка и два других летних помещения. Подстать жилью и двухэтажный двор, занимающий примерно две трети площади всего дома.
Весь первый этаж крытого двора занимает скотный двор с двумя воротами, хлевы, конюшня, кладовая для фуража и лестница наверх. А наверху - просторный сарай, который служит сеновалом и местом хранения всевозможного земледельческого и промыслового инвентаря. Тут же в непогоду и в холодное время года выполняли многие домашние работы. С «улицы» ведет взвоз - наклонный бревенчатый помост, по которому въезжали даже на запряженных лошадях. Такие помосты - одна из характерных особенностей северных изб.
Этот же взвоз вы могли видеть на самой первой фотографии.
Все жилые и хозяйственно-бытовые помещения сгруппированы и объединены в один общий сруб, образующий в плане почти правильный квадрат. Жилая часть дома с крыльцом и входом обращена по традиции в сторону озера, поближе к свету, воздуху, а крытый двор выходит к огороду, на задворки. Огромный массив сруба перекрыт одной общей двухскатной кровлей, причем ее верхний стык проходит не над серединой всего здания, как это бывает обычно, а по оси жилой части дома. Поэтому скаты кровли разные: один короткий и крутой, другой пологий и длинный. Потому и боковые фасады дома приобретают своеобразные асимметричные очертания, а вся его композиция и архитектура - черты правдивости, мужественной простоты и самобытности. Дом такого типа получил в народе название «кошель». Он известен на севере с незапамятных времен и очень характерен для народного деревянного зодчества.
Характерный план для дома типа "кошель".
Давайте теперь посмотрим что у него внутри.
А внутри него показан простой быт, простой крестьянской семьи. Женщины вот, например, постоянно ткали, не отходя от кассы люльки.
Тут что-то бесполезно говорить и будет правильно сразу отдать слово прекрасной мастерице Анастасии, которая за две минуты рассказала про нелёгкую женскую долю ткача:
Click to view
Русская печечка и кухонная утварь.
На другой стороне находится стол с приборами и шкафом. Внимательный читатель обратит свой взор на единственное новшество в этом доме - термометр. Чтобы дом сохранился и для последующих поколений, необходимо следить за его температурой.
Детская у окошка. Тут нужно сказать, что в России традиционно был красный угол, преимущественно мужской, где находился стол и икона. Жещины туда, как правило, не садились. Красный угол легко мог быть визуально разделён печкой от остального места в доме, иными словами, печка определяла положения красного угла. Там мужики сидели и ремонтировали сети или вязали одной иглой, (да, мужики тогда могли вязать себе носки, а не выкидывать их при первой грязи), ну а женское метсо традиционно было у печки. Ну а где должен находиться ребёнок, как не с матерью, вот там, где-то рядом с печкой, и устраивали такую незатейливую детскую.
Лампадка с иконой и часами. Вот тот самый красный угол.
Деревянный игрушки, сундук, люлька. Справа - печка.
Печка.
Да, она занимает очень весомую часть первого этажа.
Рядом с ней всегда находятся самовары.
А это уже второй этаж.
Опочивальня. (Спальня по-русски)
Сверху кровати портреты родителей или прародителей. Предков нужно уважать.
А это уже амбар. Вернее крыша амбара, вид изнутри. Как правило амбары были разделены на два отделения: в одном хранили зерно с мукой, в другой различные бытовые вещи.
Вот чем можно запрячь бедную лошадку.
БДСМ. С лошадью обращение обычно ж как и с машиной, только вместо зимней резины и всяких прочих бензинов, тут выступают сёдла, подковы да упряжки.
А там такая небольшая кладовая. Как я понял для более повседневных вещей, хотя могу и ошибаться.
В "бытовой" части, практически всё, чем богата крестьянская семья. Снасти, сети, лодка...
Тут же рядом и необходимые летом зимние сани и санки.
Так как Карелия находится на берегу Онежского озера, то в основном в амбарах тоскуют лодки.
Выезжать можно по взвозу. Не буду скромничать и скажу что это прекрасный кадр =).
Амбар в крестьянском доме, это ж как балкон в городской панельке. С годами поменялись только размеры.
А вот эту фигню любой уважаемый мужчина должен был сделать для своей любимой; иначе как она будет шить ему одежду? А так, взяла разложила ткань, натянула и крути.
Рядом лежит нечто похожее, только горизонтальное, хотя я могу и ошибаться.
Ну а на улице сушаться различные ткани да сети. В отдалении слева находиться святая святых русского человека - банька. Про неё я расскажу в следующий раз, подписывайтесь, чтобы не пропустить.
_____________
Подписаться на меня в
ЖеЖешечке