Переводила про Йейтса и обнаружила случайно журнал
annablaze, где про оного много всего интересного, за что и выражаю благодарность. Ну и в честь сегодняшнего дня, который для меня очень много значит, а точнее в честь числа -- данный пост (взято отсюда:
http://annablaze.livejournal.com/32833.html)
После свадьбы супруга Йейтса Джорджи вдруг начала писать автоматически, чем и занималась благополучно с 1917 по 1931 год. Это был набор отрывочных фраз и предложений, которые Йейтс затем обрабатывал и сводил в единую систему. Тот (или те), кто диктовал информацию, сообщил поэту, что целью всего мероприятия было дать ему набор метафор для поэтического творчества. Впервые трактат увидел свет в 1925 г.
При написании трактата Йейтс опирался частично на теософскую доктрину, частично на учение Герметического ордена Золотой Зари, Императором которого он одно время был. Однако подлинной основой этой красивейшей философской и образной системы стала традиционная фольклорная кельтская мистика, великим специалистом по которой был Йейтс. В "ВИДЕНИИ" изложена квинтэссенция его поэтического и мистического мировосприятия
Существует 28 типов личности, соответствующих 28-и фазам луны. Через весь цикл проходят приливы и отливы двух главных свойств,или начал, этой системы - первичного и антитетического. Первичное есть объективное, универсальное, общественное, солнечное начало, в то время как антитетическое несет субъективные, индивидуальные, личностные, лунные характеристики. Первичное тяготеет к унификации и генерализации, антитетическое - к индивидуализации и обособлению. Подчеркиваю, это только в общих чертах. Первичное начало кульминирует в 1-й день цикла, то есть в новолуние, после чего постепенно убывает, чтобы сойти на нет в полнолуние, а затем вновь начать возрастать. Антитетическое сильнее всего выражено в полнолуние, затем оно убывает, чтобы совершенно исчезнуть в новолуние и вновь начать прибывать на растущей луне. Таким образом, в каждой фазе, кроме 1-й (новолуние) и 15-й (полнолуние) присутствуют оба начала в той или иной степени. В фазах 8-й и 22-й они находятся в равновесии, что можно символически соотнести с равноденствиями годичного цикла. Людей 1-й и 15-й фаз не существует, потому что это чистые типы, которым нет места в мире.
1. Самый общий принцип системы заключается в том, что все сущее движется по кругу превращений (Великому Колесу) между двумя полюсами: объективным (первичным) и субъективным (антитетическим).
Великое Колесо «представляет собой всякий завершенный процесс мышления или жизни: и круг двадцати восьми воплощений, и одно-единственное воплощение, и одно-единственное суждение или мыслительный акт» (У.Б. Йейтс, «Видение», далее - «В.»). Из этого следует, что каждый человек (и каждое явление вообще) находится одновременно на различных этапах множества накладывающихся друг на друга циклов, больших и малых.
Термином «первичное» у Йейтса обозначается все коллективное, всеобщее и единообразное. Сильно проявленное первичное начало подразумевает растворение личности в некоем внешнем целом - в природе, обществе или Боге.
Термином «антитетическое» обозначается все индивидуальное, обособленное и уникальное. Сильно проявленное антитетическое начало подразумевает индивидуальное развитие личности и ориентацию на внутренний мир.
По определениям Йейтса, посредством первичного принципа мы имеем дело с «внешними объектами и событиями», с «реальными фактами, не окрашенными мнениями и чувствами», а посредством антитетического - выражаем «свой внутренний мир желаний и воображения». Первичный принцип - «рационален и нравственен», антитетический - «эмоционален и эстетичен».
2. В целом система гуманистична (ориентирована на рассмотрение человеческого опыта) и внеэтична, нейтральна по отношению к морали. Типология, разработанная в этой системе, описывает не столько «бытовые» психологические особенности и модели поведения человека в частных обстоятельствах, сколько:
а) основные цели и задачи человеческой души в рамках данного воплощения,
б) присущую ей систему ценностей и предпочтений, глубинные устремления и желания,
в) характерный для нее способ обработки информации и
г) общие принципы взаимодействия души с не зависящими от нее обстоятельствами внешнего мира.
Однако при этом условия и типы существования индивидуальной человеческой души исследуются не столько с точки зрения «духовного развития», сколько в рамках земного опыта и цикла реинкарнаций.
3. Большой цикл реинкарнаций, как и всякий цикл в рамках этой системы, состоит из двадцати восьми фаз. Однако земные воплощения возможны только в двадцати шести фазах. 1-я фаза (новолуние) и 15-я (полнолуние) «не принадлежат к числу человеческих воплощений», поскольку в 1-й совершенно не проявлен антитетический принцип, а в 15-й - совершенно не проявлен первичный, а «человеческая жизнь невозможна без борьбы принципов» («В.»).
Совокупность одной инкарнации и следующего за ней посмертного периода (до очередного воплощения) составляет малый цикл, также подразделяющийся на две половины - первичную (развоплощенное существование) и антитетическую (земная жизнь).
4. Таким образом, земная жизнь человека в основе своей антитетична, а посмертное существование - первично. Но эти малые циклы «земная жизнь - посмертие» вписаны в более обширные, в рамках которых душа последовательно проходит серии первичных и антитетических воплощений (под «первичными» инкарнациями подразумеваются те, в которых первичный принцип преобладает над антитетическим, а под «антитетическими» - те, в которых над первичным принципом преобладает антитетический). Реинкарнации следуют друг за другом в строго определенном порядке. Соотношение первичного и антитетического принципов (и определяемый им модус существования души) плавно меняется от воплощения к воплощению: один принцип постепенно нарастает, другой - постепенно убывает.
Первичными являются фазы 2-7 и 23-28 включительно; антитетическими - фазы 9-14 и 16-21 включительно. Фазы 8 и 22 - переломные, в них первичный и антитетический принципы проявлены в равной мере. Фазы 1 и 15 к числу человеческих воплощений не относятся.
5. Задачей человеческой души на каждом этапе цикла считается обретение всей полноты опыта, доступного в данной фазе. Качество реинкарнации определяется не совокупностью «хороших» и «плохих» поступков, а тем, насколько человек исчерпал и усвоил опыт своей фазы в течение предшествующей инкарнации и следовавшего за ней периода посмертия. Порядок следования инкарнаций остается неизменным: за 2-й фазой следует 3-я, за ней - 4-я и так далее до 28-й (за вычетом полнолуния). Однако в некоторых случаях, если душа не полностью освоила отведенную ей «программу», она, по идее, может несколько раз воплощаться в одной и той же фазе. С другой стороны, возможны и скачки через фазу - при условии, что человек прожил исключительно насыщенную жизнь и очень глубоко осмыслил опыт своей фазы.
Период посмертного существования, следующий за каждым воплощением, предназначен для осмысления прожитой жизни, усвоения накопленного опыта на духовном уровне и подготовки к следующей инкарнации.
6. В каждом воплощении основная задача души определяется прежде всего тем, какой принцип преобладает в этой фазе - первичный или антитетический. В первичных фазах задача души определяется необходимостью осознать и принять внешнюю реальность и подчиниться требованиям внешнего мира. В антитетических фазах - необходимостью осознать, принять и развить свое внутреннее видение, свою индивидуальную «грезу», и следовать ей независимо от требований внешнего мира.
Каждая человеческая душа проходит последовательно через все фазы. Тот, кто находится сейчас в первичной фазе, рано или поздно воплотится в антитетической, и наоборот. Таким образом, при использовании этой системы очень важно иметь в виду, что каждый имеет полное право на реализацию собственной задачи, соответствующей его фазе, даже если кому-то эта задача - с точки зрения его собственной фазы - видится бессмысленной или недостойной. Попытки навязывать людям другой фазы ценности своего этапа ни к чему хорошему не ведут. Еще более опасно - навязывать самому себе ценности той фазы, которая еще не достигнута или уже осталась позади. Человек живущий в разладе с фазой, - то есть, представитель первичной фазы, который пытается жить в соответствии с принципами антитетических фаз, или представитель антитетической фазы, который пытается следовать принципам первичных фаз, - не сможет адекватно выполнить задачу своего воплощения.
7. Через такие же 28-фазовые циклы проходит не только отдельная человеческая душа, но и весь мир. В настоящее время, утверждал Йейтс в период работы над трактатом, в мире господствует первичный принцип, но вскоре принципы достигнут равновесия, а затем человечество вступит в серию антитетических фаз.