Вчера в галерее Project Room Gallery состоялась презентация художественно-музыкального проекта «Cosmos. New Music meets Installation Art», организованного Агентством культурных инициатив Волгоградской области, галереей Project Room Gallery и менеджером в сфере культуры фонда им. Роберта Боша Анне-Катрин Топп. Специально для этого в Волгоград приехали музыканты ансамбля Adapter Ensemble (Берлин) Маттиас Энглер, Гуннхильдур Айнарсдоттир и композитор Себастьян Еликовски-Винклер. На сайте организаторов (
http://www.culture-idea.ru/news/283/) сказано, что проект объединяет актуальное искусство - инсталляции художников Маши Латышовой, Кирилла Силантьева, Юлии Маловой и Сергея Блоха (членов волгоградской группы художников галереи Project Room Gallery) - и «новую музыку» композиторов Джона Кейджа, Терри Рилея, Карлхайнца Штокхаузена и других.
Итак, к 19 часам собралась достаточно разновозрастная и многочисленная публика, подняться которой предстояло на 3 этаж, где располагаются 3 комнаты галереи. На лестнице было темно, люди столпились на ступенях и на площадке (я среди последних), наконец раздались звуки первой музыкальной композиции, после чего включили неяркое освещение, начали продавать кофе и впустили публику в галерею, объяснив, что можно свободно перемещаться от одной точки инсталляции к другой и от одних музыкантов к другим. Свобода передвижения посетителей -- это хорошо, но музыканты, как оказалось, тоже переходили из одной комнаты в другую, что вызывало чувство досады и недоумения, поскольку "поймать" музыкальное произведение полностью было проблематично. Кроме того, "новая музыка" не самое легко усваиваемое блюдо для пятничного вечера, да и представленные инсталляции видимо не слишком затягивали в космос, так как публика реагировала весьма скептически уже через 10 минут ("а мы шли с такими ожиданиями") и просто негативно ("пойдем уже отсюда").
Подсветка, подвешенные к потолку предметы быта (от игрушек, пластиковых стаканчиков с упаковками из-под DVD и яиц до бумажных птичек и самолетиков), рассыпанные стеклышки и старые шипящие радиоприемники, использованные для создания атмосферы космоса, в равной мере могли бы использоваться и для создания хаоса. Арт-хаоса, я бы сказала. "Отсутствие логистики", отмеченное одним посетителем, как бы странно это ни звучало, -- логично, поскольку "хаотизация любого космоса, с целью его последующего восстановления и развития, но уже с вновь приобретенными качествами, приспособлениями хаотического свойства есть коренная сущность России" (Д. Замятин). В отличие от Германии, прежде всего. Так что хаосмос, продемонстрированный в галерее, вполне закономерен (: