Я помню, еще когда операция по свержению Каддафи начинала развиваться в Ливии, я часто читала на русско-язычных ресурсах мнение, что это мировая элита в лице правительств западных стран творит непотребства, а простые люди на Западе не поддерживают всё это и вообще на стороне добра/здравого смысла/ливийского народа и т.п. Глядя на посты моих друзей в фэйсбуке, я тогда была категорически не согласна с подобным мнением о западном обывателе. Я видела, как образованные люди постили и репостили про злобного диктатора Каддафи, про то, как теперь здорово заживут ливийцы в демократической Ливии и прочую дичь. Мне больше всего запомнился один фэйсбуковский друг, с которым мы даже вступили в полемику в личке по поводу творящегося в Ливии, когда он мне написал очередной контраргумент в стиле "CNN так сказали. CNN не могут врать". Я уже тогда ему пыталась напомнить, что CNN во время конфликта в Грузии 08.08.08 яростно кричали, что вероломная Россия внезапно напала на Грузию, как бы забыв упомянуть, что Грузия начала стрелять первой. А через несколько лет даже спецально созданная Европейским Союзом комиссия для расследования произошедшего подтвердила, что Грузия начала первой, но об этом уже ни в каких новостях не писали, и всем было плевать. Но мой собеседник был непробиваем. Кстати, его родители из России, а он вырос в Швеции. Почему подобные люди самые упоротые обычно, я не знаю. Возможно, у них какие-то комплексы и они таким образом всеми силами пытаются доказать себе и окружающим, что никакого отношения к "проклятой Рашке" не имеют, чтобы их наконец-то признали за своих.
Этот же кекс потом еще перед своими фэйсбуковскими друзьями-шведами пытался выступать, перепостил из The Local статью про тоталитарную рашку, в которой вот-вот мультик про Карлсона запретят. Я пытаюсь держать себя в руках и поменьше влезать в споры в соц.сетях, но иногда не получается. Я под его постом возмутилась бредом про Карлсона, а он мне стал доказывать, что в России уже запрещен South Park. Я ему на это нашла программу в интернете канала 2х2, там прямо в тот же самый день стоял в программе South Park. После этого у парочки шведов из каментов под постом вера в страшный Мордор-Россию пошатнулась, а наш герой-иммигрант поубавил накал разоблачений.
Но вернемся к нашим баранам носителям западных ценностей. Итак, во времена свержения Каддафи, не только обладатели иммигрантских комплексов, но и "истиные" шведы и прочие европейцы в десятом поколении в моем фэйсбучике, все как один, придерживались мантр "тотальные режимы угнетают свободных людей" и "CNN не может врать". И, признаться, я была уверена, что все эти борцы "за всё хорошее против всего плохого" безнадежны.
Каково же было мое удивление сейчас, когда я в случае с Сирией все чаще и чаще стала слышать нотки недоверия мэйнстрим СМИ и поддержку действий России от своих знакомых. Я спросила у мужчины моей мечты коллеги по работе, француза, который учит арабский с сирийским преподавателем, что его преподаватель думает о ситуации в Сирии. Мой коллега, который до этого не был замечен в симпатиях к России, на это посмотрел на меня как если бы я спросила "скажи-ка мне, мой милый Перельман, сколько будет 2+2?", и ответил, что они с преподавателем этот вопрос еще не обсуждали, но, преподаватель - образованный человек, поэтому, он, скорее всего, поддерживает Асада и ненавидит Запад за вмешательство. Но это ладно, мужчина моей мечты - все-таки неординарно умный, почти Перельман. А что насчет остальных? На днях я случайно увидела лайк от одного моего знакомого под видео, на
котором канадская журналист Eva Bartlett, разоблачает в ООН вранье западных СМИ о Сирии. Это был лайк поставленный американцем, моим бывшим однокурсником, который сразу после смерти Каддафи радостно репостил фотки с трупом Муаммара и поздравлял ливийцев с обретением свободы и счастья. Я чуть не упала со стула от удивления. Все-таки люди способны менять свое мнение.
К сожалению, некоторые из моих фэйсбуковских друзей в эти дни продолжают репостить вранье вроде того, что про бородатую сирийскую девочку Банану (которая в 7 лет из разрушенного города пишет на английском десятки твиттов в день, использует "coz" вместо "because" и профессиональный хэштеги вроде "#AleppoHolocaust"). Но я вижу многие мои знакомые, наоборот, репостят интервью с Eva Bartlett, Vanessa Beeley, и прочими (все более многочисленными!) про-ассадовскими англо- и франкоязычными журналистами, и это не может не радовать.
По-прежнему, не стоит думать, что у всех на Западе открылись глаза насчет цветных революций на Ближнем Востоке и роли России в Сирии, а также адекватности освещения событий в западных СМИ. Но положительная динамика есть, и это не может не радовать.