Макиавелли - книга на все времена.

Feb 20, 2013 17:38


Закончила Макиавелли "Государь" и "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия", которые советую читать вместе, ибо вторая книга является логическим продолжением первой. Книгу читать не планировала и случайно купила на распродаже в книжном в Мурманске, цена была что-то вроде 8 рублей, в чем вижу теперь величайшую удачу, ибо, книга актуальна и сегодня, несмотря на то, что была написана 500 лет назад. Книгу читали с карандашом в руках Наполеон, Сталин и множество других исторических личностей (как я уже писала, есть даже издание Макиавелли вместе с пометками Наполеона, по крайней мере на французском и португальском языках). Невероятный цинизм книги не делает ее менее интересной и актуальной сегодня, хотя с позиции этики и морали многие из советов автора звучат довольно чудовищно. Чтобы не быть голословной приведу пару примеров:

"Рассуждения о первой декаде Тита Ливия", Книга 3-я, глава VI "О заговорах":

Для государей нет худшей беды, чем заговор, потому что он приносит им смерть или бесчестие. Если заговор удачен, правитель гибнет. Если крамолу удается вовремя открыть и заговорщиков казнят, тут же разносится слух, что это сделано по навету самого государя, который дает выход своим жесткости и алчности, посягая на жизнь и имущество казненных.
Если вспомнить, то наши СМИ и блоггеры среагировали на поимку на Украине готовивших покушение на Путина строго по Макиавелли.
Или вот еще: "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия", Книга 3-я, глава XII "Разумный командир должен поставить своих солдат перед необходимостью сражаться, а солдат противника лишить такой необходимости":

...командующий войском, осаждающим крепость, должен приложить все старания, чтоб избавить ее защитников от необходимости сопротивления и таким образом ослабить их рвение. Если они опасаются наказания, пообещать им прощение, а если боятся за свою свободу, объявить, что сражаешься не против общего блага, а против немногочисленных властолюбцев в этом городе; этот способ многократно применялся при взятии городов. И хотя ненадежность таких обещаний легко распознать, в особенности умудренным опытом людям, тем не менее они часто вводят в заблуждение народы, которые в своем стремлении к миру закрывают глаза на всевозможные уловки, каковыми часто оборачиваются щедрые обещания...

далее  по тексту есть пример: "Войска вольсков и эквов однажды вторглись в римские пределы. Навстречу им послали армию во главе с консулами. Завязалась битва, в ходе которой силы вольсков, возглавляемые Веттием Мессием, неожиданно оказались между римским войском и собственным лагерем, также захваченным римлянами. Тогда предводитель вольсков, видя, что им оставалось погибнуть или пробить себе дорогу мечом, обратился к своим солдатам со следующими словами: "Ite mecum; non murus пес vallum, armati armatis obstant; virtute pares, quae ultimum ac maximum telum est, necessitate superiores estis" [идите туда, куда я, идите со мной, если хотите увидеть дом, родителей, жен и детей! Ведь не стена и не вал, а воины противостоят воинам. Доблестью равные им, вы превосходите их крайним и лучшим средством - безысходностью положения]. Так что Тит Ливий называет необходимость "крайним и лучшим средством". Камилл, благоразумнейший из всех римских военачальников, уже ворвавшись со своим войском в город вейентов, чтобы облегчить штурм и избавить противника от последней необходимости сопротивления, приказал - так, чтобы это слышали и защищающиеся, - чтобы никто не трогал разоружившихся врагов; те побросали оружие, и город был взят почти без пролития крови. Этому поступку подражали потом многие полководцы."

ну что ж, Геббельсовская пропаганда действовала строго по этим лекалам, а согласно немецкой пропаганде цель вторжения в Россию была "освободить ее от гнета большевиков".



Ну и Иосиф Виссарионович со своими загранотрядами тоже оказался "в теме", ибо в той же главе "Рассуждений о первой декаде Тита Ливия" говорится: Желая настроить на упорное сопротивление защитников города или солдат на поле боя, следует прежде всего заронить в их сознание необходимость такого сопротивления.

Макиавелли, Рассуждения о первой декаде Тита Ливия, Государь

Previous post Next post
Up