Тема взаимоотношений религии и социальных медиа исследуется довольно активно в нашей стране и за рубежом. В данном обзоре мы представим содержание статьи "Иисус - мой друг: религиозность как фактор медиации в использовании социальных сетей" и сопоставим выводы авторы с отечественными исследованиями.
Источник: Nyland R., Near C. Jesus is my friend: Religiosity as a mediating factor in internet social networking use / Rob Nyland, Chris Near // Paper presented at AEJMC Midwinter Conference, Reno, NV, February 23-24. 2007.
Предварительный обзор литературы по теме исследования, приведенный в статье, поставил больше вопросов, чем дал ответов. В зависимости от исследуемых групп, видов интернет-ресурсов, применяемого инструментария, выводы были противоречивыми. С одной стороны, ряд авторов придерживался мнения о снижении религиозности в виртуальном пространстве. Авторы упоминают, что в 2007 г. ряд студенческих конгрегаций получили рекомендации от приходов ограничить свое присутствие в социальных сетях.
Негативное отношение к социальным сетям с позиции церкви сохраняется и российской культуре. С другой стороны, говорилось и об позитивном влиянии и непротиворечивости религиозных практик и социальных сетей.
Эмипирической базой исследования стало он-лайн анкетирование (N=184), социальными сетями пользовались 79,3% опрошенных, из них 81,5% имели аккаунт на MySpace. В ходе исследования были выдвинуты ряд гипотез (H)
Выводы:
Гипотеза
Выводы
H1:
Чем выше религиозность, тем меньше времени, проводится на сайтах социальной сети.
Корреляции нет(p=ns). Гипотеза не поддержана.
H2:
Чем выше религиозность, тем меньше количество контактов в социальной сети.
Корреляции нет(p=ns). Гипотеза не поддержана.
RQ1:
Каково различное использование социальных сетей ?
- Для встреч с новыми людьми
- Для развлечений
- Поддержания социальных связей
- Социальные события (участие и информация)
- Создание медиа-контента
H3:
Чем выше религиозность, тем менее социальные сети будут использоваться для поиска новых друзей
Гипотеза подтверждена (r =. 175, p <. 05).
H4:
Чем выше религиозность, тем более социальные сети будут использоваться для поддержать ранее установленных отношений (друзья и семья).
Гипотеза не подтверждена (p=ns).
RQ2:
Каковы отношения между религиозностью и другим формами использования социальных сетей
Никакие существенные отношения не были найдены между религиозность и Использованием для развлечения (2) (p=ns), Использование для социальных событий (4) (p=ns), и Использованием для создания медиа-контента (5) (p=ns).
Выходные данные: Ефимов Е.Г. Религия в сети [обзор] / Е.Г.Ефимов. Режим доступа:
http://efimov-ez.livejournal.com/35046.html (Просьба указывать их при ссылке на статью)