Минобороны России заказало программно-аппаратные комплексы для создания трехмерных электронных карт местности и подземных коммуникаций. Комплексы, на покупку которых выделено 10 млн рублей, носят название «Заложник». Как рассказал «Маркеру» источник в Министерстве обороны, трехмерные планы зданий, местности и подземных коммуникаций действительно удобно использовать при освобождении заложников.
Ракеты и заложники
По словам источника «Маркера» в Министерстве обороны, в этом ведомстве разрабатывают электронные карты прежде всего для зарубежных территорий - для расчета координат наведения ракет. Трехмерные планы создаются на основе космических фотоснимков, а также наземных фотографий и др. Но для зарубежных территорий данные о подземных коммуникациях добыть затруднительно, так что речь видимо, идет о других применениях, считает эксперт. Трехмерные планы можно использовать, например, в строительстве, городском хозяйстве, для расчета зон затопления при наводнениях и т.п.
Удобно использовать трехмерные карты и в антитеррористической деятельности - чтобы планировать проникновение в здание, освобождение заложников. При этом важно, чтобы картинку можно было посмотреть на мобильном устройстве.
По данным собеседника «Маркера», всего военные планируют закупить 6-8 таких комплексов (в конкурсе МО речь идет о двух - на общую сумму 9,3 млн рублей). Кроме того, в 29 НИИ Минобороны РФ уже есть один опытный образец, второй находится у разработчика - в КБ «Луч».
В каждом комплексе - восемь рабочих мест операторов с компьютерами, сканерами, принтерами.
Трехмерные карты в России
Инженер-картограф КБ «Панорама» Роман Демиденко рассказал «Маркеру», что сейчас трехмерные карты в России мало распространены. «Для крупных городов-миллионников есть планы отдельных зданий, - говорит эксперт. - Были индивидуальные проекты, когда интерес вызывали какие-то объекты. Полных карт городов никто не готовил».
В ЗАО «Центр навигационных технологий» рассказали, как создаются такие карт для гражданских целей. «При создании 3D-модели здания или достопримечательности картинка отрисовывается вручную дизайнером и внедряется в навигационную карту на место отображаемого объекта, - отмечает представитель компании. - Это большой объем данных, обработка которого требует большого количества времени и ресурсов».
Президент российской ГИС-Ассоциации Сергей Миллер заявил «Маркеру», что трата бюджетных денег на такое оборудование бесполезна. По его словам, во всем мире такие задачи выполняют коммерческие структуры. «Деньги на оборонку уходят огромные, а эффекта никакого, - считает эксперт. - За созданием карт нужно обращаться к коммерческим фирмам - рекламные деньги никогда не иссякнут».