Петров «Русский бильярд»

Oct 04, 2004 12:07

В одном из небольших московских клубов, расположенном в подвальчике старинного здания в самом центре Москвы, стоит старый бильярдный стол. Посещая заведение, я каждый раз мысленно удивлялся, почему в достаточно приличном, даже стильном месте в трех шагах от Кремля сохраняют такой обшарпанный антиквариат. Зеленое сукно свалялось, выцвело и напоминало маскхалат. Огромное пятно в центре стола, вообще, напоминало обведенный криминалистами контур трупа. Возле разбитых луз ткань порвалась, так что видна металлическая подложка. Одна лампа висит на проводе, в другой лампочку нужно периодически гаснет. Шары для русского бильярда выщерблены, из трех киев - два в хронической починке.
Реплики игроков - завсегдатаев клуба поначалу тоже показались очень странными. Казалось, они разговаривают с кем-то невидимым, причем на «Вы» и по имени-отчеству. Причем звучали эти имена очень знакомо: «Здравствуйте, Сергей Владиленович», «С возвращением из Киева, Иван Петрович», «Давно Вас не было, Сергей Леонидович».
Как-то раз, набравшись смелости грамм этак на триста, я все же решился спросить бильярдистов, в чем дело. Оказалось, все очень просто, игроки охотно раскрыли тайны сумрачного подвала. Обшарпанный русский бильярд оказался всего лишь действующей моделью российского политического поля.
Вот какое объяснение я услышал:
Началось все три года назад, после того, как известный журналист Доренко в светлый день Пасхи со злости наехал мотоциклом на военного моряка. Вообще-то в бильярде есть такой термин «дурак», когда случайный шар залетает совсем не в ту лузу, куда целился игрок. Однако после происшествия в Крылатском мы, не сговариваясь, вдруг начали назвать такие шары «доренками». Вот как сейчас. Добрый вечер, Сергей Леонидович!
Но только в этом году, после январского происшествия с Рыбкиным в Киеве, начала складываться стройная система. Кто-то из нас вместо тонкого свояка в лузу, с силой вмазал чужому шару в лоб и с досады произнес: «Ну прямо как Иван Петрович!». Так еще один удар получил имя известного политика.
- И тут же пришла в голову мысль, а ведь каждый удар в игре не похож на другой, имеет свой стиль, как и каждый известный политик. Ради развлечения стали прикидывать, а как должен выглядеть удар имени Березовского. Это когда биток, отражаясь от трех бортов, проскакивает между десятком плотно стоящих шаров, не задев, и откатывается на дальний край стола. Так что игрок, сыгравший «Бориса Абрамовича» получает штраф и выставляет шар на поле.
«Владимир Вольфович», напротив, задевает все стоящие на поле шары, но в лузу упорно не идет.
- «Борис Ефимович» поочередно тыкается в две-три лузы, но ни в одну не попадает. Если же в результате удара сразу два или три шара, что называется, «целуют щечки» нескольких луз, без результата, то такой удар называется «СПС».
Иногда удар просто не получается, кий срывается, «киксует» и шар вяло катится и тормозит, не добравшись до чужого шара. Такой удар носит имя Явлинского - «Григорий Алексеевич».
- Самое неприятное для игрока, когда удар выполнен практически точно, но шар почему-то застревает в лузе, становясь «подставой» - легкой добычей для соперника. Разумеется, в такой момент игрок непременно выругается, что-нибудь типа «сука» или «б…». Чтобы не уподобляться таким грубиянам, мы назвали такой удар просто «Хакамада».
- Заслужили собственное имя некоторые удары мимо всех шаров, как символ стильной неэффективности. Если биток катится мимо цели, ударяется о борта и возвращается на прежнее место, только что честь не отдает, этот удар называется «Грызлов».
А если шар, не задев чужого, сразу катится в лузу, такая простодушная прямолинейность заслуживает имени «Харитонова».
Когда биток летит мимо чужого в борт или в угол, отскакивает и отгоняет шар от лузы, это «Валентина Ивановна» в честь Матвиенко.
- А что, - спрашиваю осторожно, - может быть у вас и «Владимир Владимирович» есть?
- Ну, в общем-то, - чуть смутившись, отвечают игроки, - есть. Долго не было, пока не стал повторяться такой удар. Биток бьет по чужому, который катится в лузу, но отскакивает, как бы не хочет, но биток накатывает и чужой сваливается куда надо.
- Так кто из них «Владимир Владимирович», который «биток» или который «чужой»?
- А это уж как кому нравится, в зависимости от отношения.
- А Фрадков есть?
- Теоретически мы такой удар вычислили. Если шар, которым разбивают шары в начале игры, вдруг подскакивает и аккуратно падает сверху на середину пирамиды, так что все шары остаются на своих местах, как чиновники после административной реформы, то только такой удар достоин имени «Михаил Ефимович». Но сами мы пока таких высот техники в бильярде еще не достигли, тренируемся.
- Есть еще удар «Зюганов», когда красный шар бьет по пирамиде в начале игры, но по касательной, так что шары только шевелятся, но не раскатываются.
Или «Руцкой», если шар попадает в лузу, но ударяется о металлическую дужку и вылетает из игры. Шар вылетающий с поля, не задев никого, - «Роман Аркадьевич».
Еще один удар с вылетом за борт, когда биток подпрыгивает, бьет чужого сверху и вылетает, а чужой закатывается в лузу, называется «Михаил Сергеевич» как Горбачев.
- А «Ельцин» тогда как?
- Это когда на поле все шары стоят неудобно, бить нечего. Тогда кто-то из игроков, кому это быстрее надоест, сильно бьет по нескольким шарам, чтобы позиция на поле полностью поменялась.
- Кроме «Доренко», есть еще несколько более сложных «дураков», то есть шаров, закатывающихся случайно, неожиданно для самого игрока.
Например, при ударе в среднюю лузу шар довольно часто отскакивает перпендикулярно и закатывается в противоположную лузу. Так что всегда есть возможность сказать, что ты именно так и задумывал. Такой удар называется «Сурков».
А бывает, что шар не идет в лузу, отскакивает, осторожно катится по бортику, и тихонько ускребается в соседнюю лузу. Очень похоже на «Бориса Ефимовича», но только результативно. Называется «Сергей Владиленович» в честь Кириенко.
- Иногда «дурак» падает в ту лузу, в которую целишься, но метишь чужим шаром, который летит мимо, а закатывается неожиданно биток. Такой «дурак» называется «Гельман» в честь политтехнолога, который известен тем, что за счет клиентов всегда пиарится сам, а клиент обычно проигрывает.
А бывает так, что удар срывается, кий «киксует», биток катится не в ту сторону, попадает не по тому шару, который все же закатывается совсем не в ту лузу. Такой «мудреный дурак» называется «Глеб Олегович» в честь политтехнолога Павловского.
Наконец, случаются удары, которые демонстрируют вершину неэффективности и технической слабости. Когда шар, как «дурак» катится не в ту лузу, куда надо, но при этом встает как «Хакамада» в виде подставы для соперника. Называется «Миронов».
- Бывает, чужой после удара катится точно в лузу, но биток, отразившись от борта, сбивает чужого с верного курса, называется «Рогозин».
- Если в результате удара шары скатываются к середине одного борта, то удар называется «Ходорковский». Четыре или больше шаров у одной стенки называются «ЮКОС».
- А если шары выстраиваются возле лузы, как в очередь, то удар называется «Лужков». Четыре и больше шаров возле одной лузы - «лужкарий» или «мэрия». После этого любой сильный удар - «Шанцев», почти гарантированно загоняет один из таких шаров в лузу. Но не всегда, иногда такие шары из «лужкария», когда им и деваться вроде бы некуда, все таки раскатываются и даже становятся в виде подстав на две-три лузы. Такой «высокоэффективный» удар называется «Сергей Петрович» в честь Цоя, пресс-секретаря Лужкова.
- В общем, русский бильярд - настолько разнообразная игра, что стилю любого политика всегда найдется соответствие.

* Примечание: Вообще-то это уникальная публикация. Обычно пиарщики печатают за деньги материал в какой-нибудь газете, затем за деньги перепечатывают в «Компромат.Ру» и дожимают тему на форуме «Компромата». Но в данном случае все было наоборот - политическая сатира появилась на сначала на форуме, затем бесплатно попала в основную ленту «Компромата», а потом добровольно перепечатана «Комсомольской правдой». Так что это образец творчества, полностью противоположного по форме и содержанию политическому пиару.

Избранное

Previous post Next post
Up