Много чего читаю в последнее время (ну, как много - полчаса перед сном, если они есть, но чаще в ожидании процедур перед соответствующими кабинетами).
Карлос, конечно, выше всяких похвал. Костьми лягу, чтоб книгу перевели и издали. Хочется, чтобы моим детям было что почитать про мир, в котором они живут. Про логику работы гаджетов, мм)
Но есть и другие книжки, после прочтения которых я думаю: ну вот для чего все эти психоделические образы, нагромождённые один на другой? Автор спятил? Нет? Хочет спятить? Видимо, да. Трудные у меня отношения с совримённым искусством. По долгу критической службы приходится много чего читать и перелопачивать. Но действительно талантливых вещей я вижу крайне мало. Недоуменно думаешь: оно, конечно, прекрасно, что автор сюда сбрасывал негатив (надо же внутреннюю бяковость куда-то стравливать!), но что в этом найду я как читатель? Гениальную концепцию, которая настолько гениальна, что никому не понятна без объяснений?
И даже если я понимаю, что, почему и зачем в стихе, книге или статье, я с неудовольствием ощущаю смрадец души автора, который именно так видит. Мне утомительны все эти гимны душевным уродствам и метаниям (втройне утомительны, потому что я с этим сталкивалась лицом к лицу - и не вижу ничего красивого в психических отклонениях). Что идиотов много, и что у них это надолго, я и так знаю, спасибо.
Наверное, во мне говорит родное Пестенькино, но большую часть паутин, плесени, червей и прочих упоминаний жизньтлена я бы опустила. То же самое и с жизньболью. В чрезмерно унылых и эпатажных вещах редко бывает что-то помимо эпатажа и унылости. Я так всего этого переела, что господибожемой.
Наверное, у меня слишком высокие требования к форме и содержанию книг одновременно. Но я убей не понимаю, для чего переводить бумагу на очередную вязкую гадость и склизкие страдания, если этого добра и так в избытке? Когда могу, ставлю заслоны. Но такое печатают и будут печатать - покуда жажда славы у мелких людишек сильнее самокритики. Хоть за свой счёт, а тиснут где-нибудь.
Может, я сейчас выражу очень спорную позицию, но я считаю, что искусство не должно оставлять чувство гадливости и ощущения впустую истраченного времени. Да, этап вседозволенности (как его ни назови - слов куча, суть одна) в искусстве был - это закономерный этап роста. Но и это надо перерасти, понимая, что кухонно-кафкианские потуги, исполненные хуже оригинала, - это макулатура в чистом виде. Можно лепить и статуи из фекалий, но мне интересно, как конкретно статуи из фекалий поспособствуют прогрессу человечества? Кто и зачем должен искать время на прикосновение к прекрасному фекалиям?
Вот объясните мне, умные люди, почему мои защитные настройки не пропускают такое? Искусство должно быть в определённой мере дискомфортным - хотя бы потому что всё великое порождает рефлексию. Но какого чёрта оно так назойливо и отвратно пахнет?