Очередную тревожную весточку принесли из Белоярского. Всего в нескольких километрах от поселка располагается огромный полигон, на котором захоронены авиабомбы и другие снаряды времен Великой Отечественной войны. Площадь участка составляет 30 га. Когда-то здесь была воинская часть, но ее закрыли больше 30 лет назад, а снаряды просто бросили. А между тем бомбы в огромных количествах начинены отравляющими веществами. Одного мышьяка - около 69 тонн. Охраны на объекте нет. Попасть сюда может, в принципе, любой.
Полигоном заинтересовалась прокуратура. Вопрос находится на контроле в областном министерстве природных ресурсов. Были проведены несколько исследований, результаты которых показали высокое содержание вредных веществ в грунте и в воде. Однако, несмотря на это, вопрос до сих пор не решен.
Подробный материал на эту тему под названием «Опасный арсенал» был опубликован в «Областной газете», в номере от 28.01.2011. Автор: Анатолий Гущин
Опасный арсенал
На территории бывшей воинской части N 21221 близ посёлка Белоярский стокилограммовые авиабомбы лежат почти на поверхности земли
Крупное захоронение авиабомб и других боеприпасов времён Великой Отечественной войны реально угрожает населению Белоярского городского округа.
Такой вывод сделала прокуратура Свердловской области, проведя специальную проверку заброшенного полигона одной из бывших воинских частей. Прокурор области Юрий Пономарёв внёс представление правительству области об устранении нарушений закона и принятии необходимых мер по экологической безопасности.
Как сообщил пресс-секретарь премьер-министра Свердловской области Евгений Харламов, эти работы уже велись. Занималось этим региональное министерство природных ресурсов. Однако устранить все недостатки в короткие сроки не представляется возможным.
Как известно, воинская часть, дислоцировавшаяся здесь, существовала с 1946 по 1975 годы. После ее расформирования на территории почти в 30 гектаров осталось огромное количество боеприпасов, в том числе бомб, начинённых отравляющими веществами. Охраны на объекте нет. Доступ к ним по сути свободен. Все это, по мнению прокуратуры, является серьезным нарушением законодательства. Объект необходимо срочно брать под охрану.
Министр природных ресурсов Свердловской области Константин Крючков с такими требованиями согласен. По его словам, необходимый мониторинг полигона министерство вело. И продолжает вести. Это началось по сути сразу, как при прокладке газопровода в 2001 году было вскрыто захоронение боеприпасов. Здесь произвели инженерно-геологическое, химическое и радиационное обследование участка, бурение скважин, были взяты пробы почвы и воды - в общей сложности десятки различных проб. Анализ оказался неутешительный. Содержание вредных веществ и в грунте, и в воде очень высокое.
В 2005 году рассматривался вопрос строительства специального могильника. Но проектная стоимость его оказалась велика. Кроме того, захоронение боеприпасов до конца проблему не решало. Все равно требовалась нейтрализация участка. А затем и переработка отравляющих веществ.
К. Крючков не скрывает, проблема стоит сложная. И не только с технической точки зрения. На всё это требуются огромные финансовые средства. Без помощи федерального бюджета тут не обойтись.
Более того, для проведения рекультивации полигона необходимо получить экспертное заключение специалистов министерства обороны РФ. А оно до сих пор даже не даёт ответ на запрос министерства природных ресурсов. В связи с этим не представляется возможным выяснить, сколько различных боеприпасов здесь захоронено. По предварительным данным, это многие сотни тонн. Только ОВ ( в основном мышьяка) более 69 тонн!
В этом смысле нам крупно не повезло, отметила заведующая организационным отделом Думы Белоярского городского округа Татьяна Антакова. Соседство с таким опасным объектом волнует многих местных жителей. Тем более от посёлка до него рукой подать - каких-то 6-7 километров. Плюс ко всему на территории городского округа есть и другие места, которые тоже считаются опасными, так как заражены отравляющими веществами. Например, Ольховские болота. И точных данных о том, что там захоронено, у нас тоже нет.
Беспокойство белоярцев понять можно, соглашается К. Крючков. Поэтому ближайшая задача - организовать на полигоне охрану. Возможно, построить забор. И полностью перекрыть доступ сюда людей, а летом - скота. А затем приступить к дальнейшей рекультивации. Министр не исключает, что для этого, возможно, здесь придётся создавать целое предприятие.
Кстати, в России уже много лет действует крупномасштабная программа по утилизации устаревшего вооружения и боеприпасов. У наших соседей - в Удмуртии и в Курганской области - построены целые предприятия, на которых идёт уничтожение химического и бактериологического оружия. Там уже накоплен немалый опыт такой работы. У нас на полигоне в Белоярском городском округе пока мероприятия осуществляются в рамках целевой программы «Экология и природные ресурсы Свердловской области». Но финансовые возможности программы ограничены. Специалисты считают, что было бы правильно утилизацию опасного полигона проводить в рамках общероссийской программы. Но это вопрос должен решаться уже на более высоком уровне - в правительстве Российской Федерации и в Министерстве обороны РФ.
Анатолий ГУЩИН.