О "Левиафане" Андрея Звягинцева

Jan 17, 2015 23:44



Кто есть Левиафан? Или что есть он? И какое отношение мифическое морское чудовище имеет к небольшому российскому городку на побережье моря, небольшому населению этого городка?

В картине Андрея Звягинцева, Левиафан предстает перед глазами зрителя не спеша, по частям обнажая свое темное, чешуйчатое тело, точь-в-точь как его мифический облик восстает из морской пучины в древних легендах. Звягинцеву и его со-автору по сценарию Негину удалось вместить в два с лишним часа почти все, из чего мастера кино делают свои шедевры. Ибо в этом фильме есть все: любовь, ревность, смерть, и стихия. И много чего еще.

В нем есть та самая, неуловимая "русская душа" (Когда Анжела, наставляя Колю не пить, наливает ему еще: "Ну, давай.") В нем есть символика, которая придет по душе не одному начитанному и внимательному зрителю (Чего стоит один скелет Левиафана на побережье? А две троицы картинок-иконок в машине ГИБДДшника?) В нем есть стихия: земля, твердая, местами острая, непоколебимая. И вода, неустанная и непостоянная. И всему этому в этой прекрасной работе есть применение, объяснение и даже оправдание. Возьмите хотя бы стихию в пример: она напоминает человеку, насколько он слаб и ничтожен, пред Левиафаном мифическим.

И не только мифическим. Ведь даже эту подсказку вставил в уста одного из героев режиссер: "Нет зверя страшнее человека." Человек, самый страшный зверь, может и смог бы приручить Левиафана мифического - особенно такой умелый и бесстрашный, пусть и немного опрометчивый человек, как главный герой фильма Николай - но метафорический Левиафан ему далеко не по силам. Эта картина, на его примере, показывает нам всю нашу слабость перед властью. Да, точь-в-точь как в фильме говорит представитель этой самой власти Николаю: "Власть надо знать в лицо."

Банально, но скажу: в этой картине - нынешняя Россия. Все, что вы думаете, россиянин вы или нет, небольшими порциями передано в "Левиафане."

Конечно, я не мог не увидеть, несмотря на великолепный подбор и игру актеров, некоторую карикатурность, даже предначертанность в этой картине, как и в той истории с библейским Иовом, которую Николай называет "сказкой." Я не мог не заметить шаблоны и приемы, которые с большим умением, но в несколько большой концентрации, на мой взгляд, применяет Звягинцев.

Но хорошая кинолента всегда многослойна, многосложна - суть ее не легко просто взять и передать в одном предложении. Я и не стараюсь этого делать. Я, как после прочтения очень хорошей книги, пытаюсь осознать то, что со мной, с моими внутренностями сделали эти два с лишним часа. И этот процесс будет не менее приятным, чем и сам просмотр.

Очень рекомендую. Один из лучших российских фильмов десятилетия, если не лучший.

наблюдения, Россия, кино, люди

Previous post Next post
Up