Номке 4.5 года. Поправляет меня в иврите!!!
Принесла книжку с вырванными страницами - почитай, говорит.
Я ей на иврите говорю, что одна маленькая девочка порвала эту книжку (ילדה אחת קטנה קרעה את הספר הזאת) - сказала по ошибке "эту" в женском роде, а "книжка" на иврите - в мужском.
Нома задумалась - думаю: правильно, пусть поймет, что нечего книжки рвать ))
И тут говорит: הספר הזה!
Ну как это называется???
Я Йонику потом сказала, что у него растет достойная смена - зря что ли он в прошлом году возмущался, когда учительница написала в табеле "Ты пишешь почти без ошибок" - кричал, что он пишет вообще без ошибок :)
***
А еще Нома умеет считать до 10 без ошибок на русском и иврите, дальше тоже - где-то до 15. На русском "10" пропускала, но бабушка за два-три дня эту оплошность исправила ))
***
А еще - мы с Номой учились с одного взгляда определять, сколько предметов есть (это мы так местную рекламную газетку рассматривали - там как раз сейчас мивцаим "скоро в школу").
2 или 3 вещи уже легко получается, а вот с 4-5 пока путаница.
(про это умение я когда-то слышала от Йоникиной первой воспитательницы - что к 5-6 годам ребенок должен уметь сходу определять до 5 предметов в группе).
***
Кроме этого, заодно научила ее таблице умножения: мы посчитали, что 2 и еще 2 - получается 4 (реально пересчитали несколько реклам), и я сказала ей, чтобы запомнила это, т.е. что не нужно каждый раз считать заново.
А потом мы пошли гулять. Нома всегда обращала внимание на узор на тротуаре, составленный из 4-5 плиток. А вчера отдельно отметила, что есть 2 плитки белого цвета и еще 2 - значит вчего 4, а между ними одна бурая (мы эти плитки тоже все пересчитали).
Смешно, что когда нужно к чему-то одному прибавить другое - Нома начинает считать с 1, а не использует как основу первое число предметов (но над этим мы поработаем отдельно). Правда, когда нужно добавить один предмет - она может начать и с конкретного числа (именно с теми плитками - она сказала, что вот 2 и еще 2 - это 4, а когда добавила, что одна бурая, и я спросила, сколько же всего - подумала и сказала 5).
***
Про 2+2=4 - еще один прикол. Насколько детские песенки влияют на запоминание.
В нашем детстве навязла на зубах "дважды два четыре, дважды два четыре - это всем известно в целом мире". А у местных деток - Юваль-аМевульбаль поет (о том, как он все путает, и в частности): "2 и еще 2 - я говорю: 3".
Нома играла с калькулятором в телефоне, пришла ко мне: "Смотри, я написала: 2 (набрала 2) и еще два (набрала вторую 2, без всяких плюсов). Сколько это будет?" - я говорю: "Сколько?" - "3!" (и набрала следом 3, получилось 223). После этого я и стала вкладывать ей в голову, что 2+2=4 (предыдущий абзац). И только потом мы обсудили, что Юваль - он такой "мевульбаль", что даже этого не понимает...
Чувствую, придется цензурить и другие детские песенки...
***
И напоследок: Нома "+" называет "икс" (знает его из "крестиков-ноликов" - "икс-игуль" на иврите). Трудно ей пока что понять разницу. Хотя про это я тоже уже объяснила - что "икс" стоит на двух ногах, а "+" - на одной...
"+" у нас ведь не только в математике используется - но и для того, чтобы сделать погромче тв или музыку ))