Признаться, только открыл для себя такое явление, как Диана Анкудинова. Телевизор не смотрю больше 10 лет и к происходящему там отношусь скептически, но попалось пара коротких роликов и видео, размещённое ниже. Одновременно, она удачно вписалась в мои размышления о человеческих способностях и нормальном распределении. Люди охотно соглашаются с тем, что «все люди разные» для оправдания какого-нибудь дебилизма, но упорно отрицают превосходство того, кто действительно от них отличается.
Певица привлекла к себе всемирное внимание, как «девочка, поющая басом». Суть явления не в этом, но внимание было привлечено именно так.
Всего же на телевидении было продемонстрировано около десятка вокальных аттракционов запредельного уровня, из которых проще всего объяснить Can't Help Falling in Love. В других случаях всё сложнее, а девочка, поющая баритоном - это просто страшно. Итак, была взята минорная версия песни Пресли, порезана, и тональность сдвинута так, чтобы партия уместилась точно в три октавы от малой до второй.
При исполнении певица начинает петь глубоким контральто с низа малой октавы, постепенно выводя партию выше и выше и меняя тембр голоса. К верху второй октавы тембр становится практически чистым сопрано. Затем певица опускается на две октавы вниз и меняет тембр практически на баритон, и тут у зрителя взрывается мозг. Дело в том, что музыка - новация, и биологически значимую информацию мы берём из тембра. Услышав последовательно сопрано и баритон, наш мозг говорит нам, что высота звука упала на четыре октавы и два звука не могут происходить из одного источника. Эта слуховая иллюзия будет работать, даже если спеть плохо, а Диана спела отлично.
Но, мало ли что покажут по телеку, реально впечатлил меня вот этот эфир:
Click to view
Девочку-студентку пригласили на первое интервью, а пришла Диана Анкудинова, накрыла аурой и через полчаса всех подхватила и понесла волна. Люди себя забывали.
Единственное, что приходит в голову - молодая азари из «Масс Эффекта». Она молоденькая, наивная, необычная, только у неё сверхестественные способности и ей сто лет. Главная способность азари у неё тоже в своём роде присутствует: у Дианы очень яркая, но специфическая внешность, её нельзя однозначно назвать красавицей, однако все, кто находится под воздействием магии, считают её ОЧЕНЬ красивой.
Человек взял всё под полный контроль и развлекается, пресекая попытки бунта и управляя атмосферой и эмоциональным состоянием аудитории, причём на любое действие идёт ответ, воздействующий на эмоциональную сферу. На «Дельтаплане» пошутили, в ответ точно ворвался бодрый тенор, ударник аж заорал.
Так что, граждане, поздравляю нас всех, у нас появилась великая певица, причём дело не столько в октавах, сколько в работе с людьми.
Практическое применение магии Анкудиновой можно видеть на примере шоу «Шоумаскгоон», которое по своей концепции было обычным трэш-шоу (на котором людей приходится разнимать), а по ЦА - строго русская община Израиля. По факту экстремально жёсткое шоу с мочиловом (просто представьте ситуацию в деталях: несколько выходящих в тираж крайне самолюбивых людей в нескольких устойчивых группах оценивают друг друга при наличии восемнадцатилетней пигалицы в качестве катализатора) превратилось в капустник с перекрёстными объяснениями в любви. Людей можно заставить голосовать как надо, можно заставить натужно шутить, но нельзя заставить их веселиться и выкладываться на 100%. Люди стали помогать проведению шоу Дианы Анкудиновой с ведущим Стасом Костюшкиным, а они, в свою очередь, полностью погасили первоначальную идею. Вообще, телеупыри очень любят шоу такого рода, поскольку на них не нужны сложные актерская игра или драматургия. Можно делать прямой или кривой эфир, голосовать честно или просто раздать номера заранее, но у участников будет постоянно возрастать напряжение и раздражение, хоть и по разным причинам. И если это повторить, то мы увидим не весёлую еврейскую семью, а звериный оскал шоу-биза. При этом в данном случае никакого конкурса не получилось: можно было расходиться после первого выпуска, и заложенного концепцией шоу не получилось тоже. Получился КМБ Дианы.
В целом мы здесь наблюдаем интересный эффект: если явление достигает определённого масштаба, оно становится точкой отсчёта и мерилом. Бессмысленно говорить «мне не нравится Диана Анкудинова», это то же самое, как сказать «мне не нравится, что Волга впадает в Каспийское море». Оценивать начинают то, что рядом оказалось.
Первыми под этот эффект масштабно попали Первый канал и трое певцов в жюри. Диане дали нереальный для ребёнка номер, а она его отработала так, что певцов порвало на месте. Кнопки они не жали, но догадались вызвать её на бис и получили издевательскую Rien de rien в лицо, и только после этого тринадцатилетняя Диана Анкудинова ушла плакать.
Если присмотреться, очевидно, что за американские деньги купили специальное шоу, на котором талантам рассказывают, что их место на производстве (это не местная специфика нашего «Голоса», так же везде, где мне удалось получить информацию, насчёт США не в курсе). Обычно сосредотачиваются на личностях судей, но это был ТРЕТИЙ заход Дианы на «Голос», тут просто кнопки были в том или ином смысле бутафорские.
Следущей жертвой стали курсы переподготовки певцов ртом им. Гнесиных, где Диане Анкудиновой сначала пообещали место, а потом не приняли под предлогом, что у неё «что-то со связками». Она подросток, естественно, у неё что-то со связками, дебилы.
Ну и вот это волшебное интервью с Собчак туда же. Одна великая певица, у другой папа дружил с Путиным. Тут просто не могло быть содержательного разговора. В итоге полтора часа разговоров о том, что на трёх октавах должны зарабатывать уважаемые люди, в конце Собчак стала материться и появилось первое видео Дианы, которое нельзя показать детям. Ну и всё.
Контекст разговора таков: выход интервью застал Диану в большом туре, вида «большой чёс начинающей звезды», прямо перед выходом фильма с её озвучкой. Деньги Собчак непосредственно своими силами никогда не зарабатывала и куда их тратить, тоже представляет с трудом (такая каста). Сценарий разговора единственно возможный, иначе интервью просто не вышло бы.
Что касается продюсеров. Отечественные продюсеры в принципе никогда не раскручивали во всемирном масштабе вокалистов, а единственный мировой хит на русском языке за последние 120 лет - гимн Советского Союза. Хорошие голоса у нас, конечно, есть. Но та же Дубцова на плаву за счёт того, что она хитовый композитор, а не могучей голосины. А молодые девочки, у которых есть продюсер, прыгают в одинаковых трусах и кричат разное по-разному в разных концах страны, независимо от наличия голоса (у Чеботиной есть - то же самое, только сама придумала, что кричать).
Так что идти не к кому, Диана Анкудинова находится в безжизненной пустыне. Ну и такие проекты в принципе даже в старые времена шли у продюсеров с очень переменным успехом, вплоть до закрытия звёзд. А Шер заставили говорить певческим голосом и выдали один стронгинаф на двадцать лет.
Так что с одной стороны у нас есть девочка, которая поёт, и которую слушает весь мир, в том числе русские песни. С другой стороны, что с этим делать, не знает никто. Всё испохабить можно легко и за пять минут, а вот на то, чтобы хотя бы осмыслить, что это за явление, нужно время. Любые продюсеры и прочая чепуха находятся ровно в том же положении, что и сама Диана: нет такого опыта.
Возвращаясь к тому, с чего я начинал: существует целая категория людей, говорящих «Да подумаешь, что тут такого-то?» при том, что человек находится в гордом одиночестве на краю нормального распределения сразу по многим показателям. Такая же картина наблюдается при сравнении любых людей по любому из тысяч показателей и нет ни одного человека, который бы был строго «нормальным» (находящимся строго на вершине нормального распределения по любому из показателей). И есть очень много людей, которых по тому или иному параметру заносит ближе к краям, но и окружающие, и даже сам этот человек обычно склонны это отрицать. С Дианой - та же история.
В следующий раз покритикую явление.