Танки
С танками ситуация сильно другая. Если по численности пехоты РККА хотя бы уступала, то по количеству танков превосходила в несколько раз. Некоторые историки говорят, что многие советские танки были «устаревшими». Да, это так, но только по сравнению с новыми советскими танками, а не немецкими.
При грамотном использовании восьми тысяч Т-26 хватило бы для противостояния всей немецкой бронетехнике (около пяти тысяч штук)
Однако самый массовый советский танк - Т-26, превосходил по численности всю немецкую бронетехнику вместе взятую. Танк нельзя назвать хорошим, но бороться с любым немецким танком и поддерживать пехоту он мог. В то же время, большая часть этих танков не имела радиосвязи. Ну и, конечно, приписки, очковтирательство и проблемы логистики приводили к тому, что значительная часть этого великолепия существовала только на бумаге, однако многократное численное превосходство никуда не девалось.
Но главной ударной силой должны были стать новейшие КВ и Т-34, которые численно были сопоставимы со всеми немецкими средними танками (примерно по полторы тысячи). И по ТТХ у немцев не было не единого шанса, немецкие танки и штатные средства ПТО не могли пробивать Т-34 на адекватных дистанциях (только вблизи с определённых ракурсов), а серию КВ не брали вообще никак.
Т-34 был очень глубокой переработкой танка Кристи (у нас в стране этот танк положил начало серии БТ) и был в целом революционной машиной. Он был малоуязвим для штатных средств ПТО любой армии мира, и обладал орудием в башне, позволяющим одновременно бороться с танками и эффективно поддерживать пехоту. У всех остальных в одном башенном орудии одновременно такой возможности на тот момент не было.
Были некоторые недочёты, например, командир был одновременно наводчиком, а радиостанция выходила из строя после первого попадания, но губило Т-34, как боевую машину, не это.
Т-34 образца 1941 года был оснащён в принципе непригодным воздушным фильтром (тип «Помон») и мог встать в любую секунду. Причём устранение этого недостатка заняло очень много времени. Американцам в 1942 году доставили для испытаний Т-34, они сказали «танк - негодный, фильтр проектировал вредитель». Полностью проблема была решена только к 43-му году с полной заменой фильтра на тип «Циклон».
В то же время, немцы с удовольствием использовали Т-34, ими были оснащены целые подразделения после некоторого переоснащения (хотя, к сожалению, я не нашёл отзывов немецких солдат на службу на нём).
Массу танков немцы получили без боя
Если Т-34 был развитием иностранной конструкции, то серия КВ - полностью отечественное изобретение, вобравшее всё самое лучшее из мирового танкостроения. Помимо подобной Т-34 башни с действительно универсальным орудием (а в случае КВ-2 - впервые в мире во вращающейся башне была установлена гаубица крупного калибра), это полностью противоснарядное бронирование, торсионная подвеска, удачный двигатель.
Однако, трансмиссия танка в принципе не соответствовала его массе, особенно КВ-2. Поэтому по непредсказуемости времени остановки он был хуже любого другого советского танка, и вставал он не «до выяснения», а намертво.
Удачно застрявший и не брошенный экипажем КВ устраивал настоящий погром в немецких порядках, но для ведения правильных боевых действий этого мало
Я не вдавался в технические детали, но просто проблема не решалась в принципе. Об этом свидетельствуют два факта.
Первый. В Вермахте революционный по сути танк практически не использовался (это при том, что немцы жили небогато и ставили на вооружение любую технику не хуже своей).
Второй. В РККА оригинальный КВ нового производства остался только в Ленинграде, где от завода до передовой было несколько километров. Вместо КВ был сконструирован совершенно новый КВ-1С («скороходный», советский эвфемизм). Переделали саму броневую коробку, уменьшив массу на пять тонн, и такой танк уже стал способен доехать куда нужно.
Также интересно то, что наименьшие потери по итогам 1942 года понёс ленд-лизовский М3 «Ли». Советские историки над ним издевались и называли «братской могилой шестерых», но на практике на тот момент у этих шестерых было больше шансов выполнить задачу и вернуться, чем у четверых на Т-34. Всего-то танк нормально ездил и обладал нормальным обзором и связью. Так нормально сделанный плохой танк оказался лучше сделанного по-советски хорошего танка.
Вот эта нелепая каракатица - самый успешный советский танк 1942-го
Поэтому, по совокупности «дыр» и проблем, при полном превосходстве по численности и ТТХ советские бронетанковые войска не были пригодны к маневренной войне в принципе. Даже если бы фантазии Резуна - «Суворова» осуществились, было бы то же самое с задержкой в пару недель. И это ещё только по танковой теме.
Следующая часть - по самолётам, там всё ещё интереснее.