В принципе, технологический прогресс можно представить и в виде графика доступных и используемых температур.
Используя специально отобранные дрова из плотной древесины (бука, ясеня), можно достичь температуры в 1000 градусов Цельсия. Это нижний предел для изготовления простой керамики типа терракоты. Если же топить тополем, то температура никогда не поднимется выше пятисот градусов.
Соответственно, важной технологической вехой было изобретение древесного угля, позволившее повышать температуру далее.
Температура порядка 1100-1200 градусов достаточна для цветной металлургии и более продвинутой керамики, для кричного передела железа нужно около 1300 градусов, а для полного расплавления железа необходимо около 1500 градусов, что достижимо только при механизированном дутье.
То есть, к примеру, портландцемент, в производстве которого есть техпроцесс с температурой более 1400 градусов, не мог производится в древности. А вот при производстве римского бетона, если не врут современные реконструкции, была нужна температура около 900 градусов, то есть технологию можно было изобрести и в каменном веке.
А дальше начинаются нюансы. Медно-каменный век (энеолит) - вещь вполне понятная. Ребята, знающие керамику, наткнулись на самородную медь, а затем на руду. География процесса тоже вполне осмысленна:
При этом нужно понимать, что в этот период возможно появление любых технологий, не требующих особо прочного металла или высоких температур, хоть пороха (просто он на тот момент был нафиг не нужен). Люди вполне бодро резали камень (поскольку камень лучше всего резать камнем же, но более твёрдым), с грехом пополам могли обрабатывать дерево. Мышьяковистую бронзу научились делать и обрабатывать в этот же период, для этого достаточно добавить в руду присадку, которая встречается в тех же краях, а готовое изделие можно ковать, как и саму медь. Недостаток же мышьяковистой бронзы - утрата части свойств при рециклинге из-за возгонки мышьяка и вредность переработки для здоровья окружающих по этой же причине.
Не то оловянная бронза. Во-первых, для её изготовления надо добыть и изготовить два металла пристойной чистоты, затем доставить оба в одно место и смешать в жидкой фазе. Во-вторых, просто так её не куют, изделия получаются литьём, потом дорабатываются только шлифовкой-полировкой. А литье - это серийное производство, поскольку лучший способ сделать форму - через мастер-модель.
То есть нужна продвинутая логистика, в том числе сухопутная, а изделия пекутся как горячие пирожки. Литейная мастерская - это небольшой завод с различными типами формообразующей оснастки на все случаи жизни. Общество бронзы - неизбежно сложное и продвинутое (имеется в виду общество, где её производят, отдельные предметы могут оказаться в любом месте). Для производства бронзы нужна какая-никакая, а цивилизация, примитивным племенам всю логистическую цепочку не потянуть.
Кричное же железоделание могут изобрести только в уже существующем металлургическом районе (и затем лучшие железные изделия делались в районах бронзовой металлургии - рядом с Анатолией и в Испании), но при наличии представлений о необходимости дутья, железо могут выделывать везде, где есть руда и лес, конечно, в массе изделия будут скверного качества.
При этом нужно понимать, что в массе своей бронзовые изделия на протяжении длительного времени были более качественными, чем железные. Разница в цене также первоначально была невелика, более того, подозреваю, что бронзовые вещи при условии ритмичных поставок олова получались и подешевле. То есть, в общем-то, этот период - это "бронзово-железный" век.
Ситуация реально изменилась только после внедрения доменной технологии, но это, извините, не раньше треченто. То есть впервые ситуация, когда в наличии есть много сравнительно дешёвого металла, возникла в т.н. "пятнадцатом веке". С этого же рубежа началось ускоренное сведение европейских лесов первым темпом (домны сводили лес чёртовыми квадратными километрами) и ускоренное же расширение фронтира. До изобретения коксования только расширение ойкумены могло обеспечить ритмичные поставки металла по мере того, как сводили лес в старых областях.