Все последние 23 года в РФ ведутся разговоры о "коррупции". Типа, плохие чинуши воруют, вот и жизни нет. В то время, как коррупция - это "дыра" в системе. Давайте попробуем разобраться в характерных свойствах сложившейся в РФ системы.
1. Компрадоры определяют тренды.
Люди, задача которых - вывезти из страны все, что только можно вывезти, составляют значительную часть верхушки и влияют на умонастроения остальной части. "Как, у Вас до сих пор нет трех вилл в Испании? Как не всё в офшоре? Фи!"
Ситуация во многом стала запутанной и различить собственно компрадоров, тех, кто действует по принципу "все побежали и я побежал" или тех, кто просто вывез семью от греха, непросто.
При этом считать, что вывезенное неприкосновенно, наивно. Будет надо, изымут в 24 часа.
Контрольный вопрос: Есть Березовский и Чичваркин. Как отличить, кто из них хороший парень, а кто плохой, не копая глубоко?
2. Палочная система.
"Правоохранительная" система работает по плану, главный аспект которого - т.н. "раскрываемость". Что отсюда следует?
Для начала - немного теории. Уровень преступности - это нелинейная функция от уровня жизни (при высоком уровне остается в основном этнопреступность и экстремисты, при очень низком криминалитет имеет возможность вербовать людей в значительных количествах). Раскрываемость - нелинейная функция от уровня преступности (увеличение раскрываемости требует нелинейного увеличения усилий).
Отсюда следует, что системе не выгодно снижать преступность, поскольку это обвалит раскрываемость. Именно отсюда, а не из "коррупции", в первую очередь растут ноги у существующих годами у всех на виду наркопритонов и проч. Это источники легкораскрываемой преступности.
Есть и другой неприятный аспект: с точки зрения системы, виновность человека не имеет никакого значения. Происходит своего рода расчеловечивание, люди становятся жертвами, "терпилами". Поскольку следствие, прокуратура и суды работают сообща, результат практически предопределен. Значение по большому счету имеет лишь активность человека, привлекшая внимание "органов". Слава Богу, в список такой активности все еще входит криминал, поэтому попутно как-никак решается задача борьбы с преступностью.
Да, это репрессивный аппарат, который равномерно давит на всех, отгрызая головы "выскочкам". Активность взбесившегося принтера между тем вредит и тем обывателям, кто больше трех не собирается и ведет себя тихо. Появление новых и новых видов официально нежелательной активности (блоггеры, "отрицатели") вынуждает "органы" реагировать на них и отвлекает ресурсы от курощения собственно преступного мира.
Причем в случае снижения уровня жизни и соответственно повышения как уровня преступности, так и протестных настроений, будет искушение "зарабатывать палки" именно на протестующих обывателях, а не опасных и труднодоступных душегубах.
В случае силовиков "экономического блока" ситуация еще интереснее. "Презумпция виновности" действует тут в сочетании с ограниченной базой. Если в растущей экономике прессинг лишь снижает темпы роста, то в условиях кризиса каждое следующее разоренное предприятие приводит не просто к понижению среднего уровня жизни и увеличению безработицы, но и к перераспределению и усилению нажима на выживших. Система таким образом войдет в режим обратной связи и пожирания экономики. Собственно, оно примерно так и происходит, подталкивая бизнес уходить за рубеж вслед за компрадорами (что в свою очередь усиливает действие обратной связи).
Контрольный вопрос: если некто за деньги выпустил заведомо невиновного человека, который иначе неминуемо бы сел, он плохой парень или хороший?
3. Налоговая система.
Если смотреть на нее пристально, становится видно, что она вывернута наизнанку два раза.
3.1. Налогообложение физических лиц.
По сути, у нас действует замаскированная прогрессивная система налогообложения, не имеющая аналогов в мире: бедные платят намного больше богатых. Да, ставка НДФЛ едина, однако существуют еще сборы во всякие фонды, которые составляют до 50% от фонда оплаты труда. Более того, существует норма, по которой оклад облагается только до определенной суммы (то есть человек, получающий реально огромные деньги, платит столько же, сколько получающий ровно эту сумму).
Отсюда следует, что в случае кризисных явлений и обнищания масс налогооблагаемая база снизится и возникнет еще одна порочная обратная связь (поскольку те, кто на этом разбогател, больше не заплатят).
А сейчас добавили еще вишенку на торте: налог на недвижимость, который зависит от произвольно нарисованной оценки стоимости (
пример).
Контрольный вопрос: один работодатель платит "белую" зарплату 10 тыс. рублей, другой - "серую" 20 тыс. рублей при том же фонде оплаты. Кто из них хороший парень и у кого из работников больше шансов дотянуть "до пенсии"?
3.2. Распределение поступлений.
При том, что значительная часть ВВП создается при использовании инфраструктуры на балансе муниципалитетов или связанной с ними, муниципальные бюджеты в совокупности получают на порядок меньше средств, чем субъекты Федерации. Другими словами, у мэров технически нет и быть не может средств на то, чтобы привести в полный порядок все дороги и трубы под ними (я молчу о прочем благоустройстве). При этом жабы, сидящие на бабле, не несут никакой ответственности за происходящее в муниципальных округах из-за недофинансирования.
Проблема усугубляется тем, что все бабло вывозится по месту регистрации предприятия, независимо от того, где оно реально заработано.
Контрольный вопрос: Москва и Питер сравнительно благополучны из-за своего немереного трудолюбия или потому что это 1) субъекты федерации и 2) в них нарегестрировано до фига "управляющих" контор?
4. Новации в освоении бюджета.
Не так давно в бюджетной сфере появились две вещи: покупка товаров/услуг строго через систему конкурсов на основе ценовой конкуренции и строгий запрет на какие-либо телодвижения до конкурса. При этом как и прежде горизонт планирования - один финансовый год, а выделенные средства должны быть "освоены" до его окончания.
Таким образом ставится подножка долговременному планированию и приобретению качественных товаров/услуг. Более того, обычно чинуши не дают деньги в руки специалистов, предпочитая делать все самостоятельно, что приводит к чудовищным казусам (в Самарский онкоцентр закупили дорогущее оборудование для радиотерапии из двух принципиально не совместимых модулей, по сути - груду железок).
Порядок осуществления полноценного долговременного проекта, например, восстановления ветхой инфраструктуры в отдельно взятом городе, просто не предусмотрен законодательством.
Есть и еще один милый нюанс: чиновники любят покрутить денежки и отправить их "на места" в конце года (и хорошо еще, если в ноябре), а как мы помним, освоить их можно только до конца декабря. В такой ситуации самый безопасный способ - мошенническая схема. Однако есть и люди, которые создают задел за счет собственных ресурсов, рискуя и по сути преступая этот чтоб его закон. За один-два месяца полноценно и законно отработать принципиально невозможно.
Контрольный вопрос: при поступлении сообщения, что бюджетные деньги ушли на т.н. "фирму-однодневку" как определить, были ли они сворованы, или человек сделал нужное дело и просто вернул свое?
Итак, система заточена под подавление любой активности, либо выдавливание ее за рубеж, а также противодействие восстановлению инфраструктуры. Вот так оно работает, если "по закону".
Вы все еще считаете, что именно "коррупция" - наша главная проблема? Мы не скатились в хаос, возможно, кровавый, исключительно благодаря замечательным свойствам "человеческого материала". И среди бизнесменов, и среди чиновников достаточно много хороших, а иногда даже честных :) людей, которые временами используют "коррупционные схемы", чтобы сделать хоть что-то полезное.
А самое печальное, что до инфраструктурного коллапса в силу простого износа фондов, а также сопутствующего социального кризиса осталось не так много времени. Надо что-то менять в системе, а потом уже "бороться". С коррупцией или чем еще - будет ясно по ходу.