Давайте посмотрим на сталинские времена вот в каком разрезе: по покупательной способности в пересчете на самые простые вещи. Например, возьмем основной наш продукт питания: хлеб. И проезд на общественном транспорте
( Read more... )
Не могу согласиться с таким "конкретным, понятным и простым примером". А где качественная характеристика товара? А ведь она тоже часть товара - то бишь и сама товар. Вот почему-то Вы же оговариваете в случае с "бесплатной" медициной, что "в 30-х школы-больницы были доступны далеко не всем". То есть понимаете, что декларированные "бесплатность" или "стоимость" не исчерпывают вопроса. Внесу лишь одну поправку: она и много позже не была доступна. Да и сейчас... Так вот какой смысл говорить, что проезд "стоил 3 копейки", если в ожидании автобуса (троллейбуса, трамвая) можно было сойти с ума. А в часы пик, и сойдя с ума и таки дождавшись, не иметь гарантии, что окажешься внутри. О незащищённых (в простом, физическом, смысле) я уж и не говорю... Некоторые вынуждены были пользоваться такси или автостопом. И не от избытка средств. Вот тут-то и возникает истинная стоимость проезда! А сколько, по-вашему, стоила колбаса? 2.20? Да, конечо. Но только если забыть, что за колбасой в Москву снаряжали человека откуда-нибудь вплоть до Хабаровска. Т.е. скидывались ему на билет. Вот она - истинная стоимость колбасы. Резюме: рынок - такая вещь, которая, словно трава из-под асфальта, вылезает при любом строе и режиме. Его надо только разглядеть. И вот только тогда сравнивать. Извините за многословность.
Так вот какой смысл говорить, что проезд "стоил 3 копейки", если в ожидании автобуса (троллейбуса, трамвая) можно было сойти с ума. А сейчас из-за пробок можно застрелиться.
Всё верно! Я ведь не о преимуществах одного или другого периода истории. А о сложнейшем комплексном понятии - СТОИМОСТЬ. Только сравнение на уровне РЕАЛЬНЫХ ЦЕН может дать объективное представление о том, что было и что есть.
Это Вас в обратную сторону качнуло, в сравнении с другими ораторами. :) Тут, как раз, продукт простой, качественные характеристики меняются слабо. Может, при Сталине хлеб и похуже был, но вряд ли сильно, если не брать военные годы. Ну, сейчас туда пихают всякое. Но, в общем, все ровно.
Да, понятно, что если учитывать все издержки, то картинка получается совсем не такая благостная. Я, собственно, писал о некоторых особенностях СССР. И в автобусе однажды меня чуть не задавили по малолетству. Но в брежневском СССР была сделана реальная попытка сделать всем хорошо. Это факт. И тогдашний порядок вещей был во многом лучше нынешнего рфийского.
Собственно, сталинисты ведь держат в голове не сталинский, достаточно людоедский строй, а брежневский, травоядный, но "чтоб порядок был".
А "рынок" -- вещь достаточно условная. Он имеет свои рамки применимости. Это не та тема, которой посвящен пост.
Подчёркиваю: я не сравниваю!grandtewtonNovember 11 2010, 15:59:52 UTC
К счастью, вы - в силу своего возраста - знаете о том времени только понаслышке. Это не упрёк. Но данность. Если вы хотите серьёзного анализа, следует в первую очередь свыкнуться с мыслью, что жизнь в "столицах" не имела ничего общего с жизнью остальных более чем двухсот миллионов граждан СССР. Нельзя говорить о цене на то, чего просо нет. Жители районов Калининской (Тверской) области (а ведь это чуть ли не Подмосовье!) в середине 70-х покупали пару кирпичиков (почти в прямом смысле) жуткого чёрного хлеба один раз в месяц, когда приезжала "хлебная машина". Держали его в погребах. О масле и мясе даже и не помышляли.
Re: Подчёркиваю: я не сравниваю!eednewNovember 11 2010, 16:16:26 UTC
Я, в силу особенностей своей личности, прекрасно помню то время. Причем, я знаю, как жили крупные провинциальные руководящие работники (у меня дед очень небольшое время был даже кандидатом в члены ЦК) и как -- простые работяги.
Re: Подчёркиваю: я не сравниваю!yuridmitrievichNovember 11 2010, 16:30:02 UTC
="...покупали пару кирпичиков (почти в прямом смысле) жуткого чёрного хлеба один раз в месяц". Меньше, чем в блокадном Ленинграде. А я видел, что покупали каждый день этих кирпичиков (чёрных и белых) столько - сколько давали, если давли по два - брали по два, а если по пять, то брали по пять, т.к. поросята и куры всё доедали.
Товарищи находят Эту самую траву - весьма пагубной и несправедливой. А то что земля закатанная в асфальт не родит, так это объективные трудности. а то что народ на асфальте жить не хочет, это неправильный народ. вот был бы правильный....
А где качественная характеристика товара? А ведь она тоже часть товара - то бишь и сама товар.
Вот почему-то Вы же оговариваете в случае с "бесплатной" медициной, что "в 30-х школы-больницы были доступны далеко не всем". То есть понимаете, что декларированные "бесплатность" или "стоимость" не исчерпывают вопроса. Внесу лишь одну поправку: она и много позже не была доступна. Да и сейчас...
Так вот какой смысл говорить, что проезд "стоил 3 копейки", если в ожидании автобуса (троллейбуса, трамвая) можно было сойти с ума. А в часы пик, и сойдя с ума и таки дождавшись, не иметь гарантии, что окажешься внутри. О незащищённых (в простом, физическом, смысле) я уж и не говорю...
Некоторые вынуждены были пользоваться такси или автостопом. И не от избытка средств. Вот тут-то и возникает истинная стоимость проезда!
А сколько, по-вашему, стоила колбаса? 2.20? Да, конечо. Но только если забыть, что за колбасой в Москву снаряжали человека откуда-нибудь вплоть до Хабаровска. Т.е. скидывались ему на билет. Вот она - истинная стоимость колбасы.
Резюме: рынок - такая вещь, которая, словно трава из-под асфальта, вылезает при любом строе и режиме. Его надо только разглядеть. И вот только тогда сравнивать.
Извините за многословность.
Reply
А сейчас из-за пробок можно застрелиться.
Reply
Reply
Да, понятно, что если учитывать все издержки, то картинка получается совсем не такая благостная. Я, собственно, писал о некоторых особенностях СССР. И в автобусе однажды меня чуть не задавили по малолетству. Но в брежневском СССР была сделана реальная попытка сделать всем хорошо. Это факт. И тогдашний порядок вещей был во многом лучше нынешнего рфийского.
Собственно, сталинисты ведь держат в голове не сталинский, достаточно людоедский строй, а брежневский, травоядный, но "чтоб порядок был".
А "рынок" -- вещь достаточно условная. Он имеет свои рамки применимости. Это не та тема, которой посвящен пост.
Reply
Если вы хотите серьёзного анализа, следует в первую очередь свыкнуться с мыслью, что жизнь в "столицах" не имела ничего общего с жизнью остальных более чем двухсот миллионов граждан СССР.
Нельзя говорить о цене на то, чего просо нет.
Жители районов Калининской (Тверской) области (а ведь это чуть ли не Подмосовье!) в середине 70-х покупали пару кирпичиков (почти в прямом смысле) жуткого чёрного хлеба один раз в месяц, когда приезжала "хлебная машина". Держали его в погребах. О масле и мясе даже и не помышляли.
Reply
Об этой особенности я писал уже.
http://eednew.livejournal.com/133691.html
http://eednew.livejournal.com/110935.html
http://eednew.livejournal.com/110087.html
Вот и думайте.
А население отдаленных деревень, снабжаемых автолавкой -- это, все-таки, меньшинство. Сейчас, боюсь, им еще хуже.
Reply
Reply
Меньше, чем в блокадном Ленинграде.
А я видел, что покупали каждый день этих кирпичиков (чёрных и белых) столько - сколько давали, если давли по два - брали по два, а если по пять, то брали по пять, т.к. поросята и куры всё доедали.
Reply
а на чём он основывается?
Reply
Reply
Leave a comment