О монетарной природе инфляции и "невидимой руке рынка"

Sep 13, 2010 19:57

Часто приходится слышать, что инфляция имеет монетарную природу, другими словами, что она может быть связана только и исключительно с необеспеченной эмиссией.

Однако, нужно учитывать, что при вычислении стоимости денег внутри экономики нужно учитывать и вторую часть уравнения, а именно товарную массу. Повышение или понижение стоимости денег, дефляция и инфляция соответственно, могут быть вызваны не только уменьшением или увеличением денежной массы, но и увеличением или уменьшением массы товарной. Причем, что интересно, физическое уменьшение товарной массы не обязательно. Так, один из механизмов подпитки гиперинфляции в 90-е у нас выглядел так: граждане и организации активно использовали иностранные валюты и бартерные схемы для расчетов друг с другом. И, хотя физически товарная масса была большой, значительная ее часть вышла из рублевого товарооборота и, соответственно, не участвовала во второй части уравнения.

Таким образом, возможна и немонетарная инфляция.

Теперь о том, почему банальный рост цен может вызвать самую настоящую инфляцию. Согласно либеральной экономической теории, в случае, если где-то цены вырастут, то, при неизменных денежной и товарной массах, где-то они упадут, повинуясь "невидимой руке рынка". Просто произодет перераспределение маржи. В принципе, это может работать, хотя и выглядит утопично.

Но эта самая теория исходит из некоторых предпосылок, а именно, что экономика демонополизирована, а спрос -- эластичен.

Теперь возьмем в качестве примера повышение цены "Газпромом". "Газпром" -- монополист и, следовательно, повышает цены по причинам нерыночного характера. Более того, спрос на его продукцию неэластичен (можно или потреблять газ по предложенным ценам, или не потреблять его вовсе, то есть закрыть предприятие или перестать готовить пищу). И, что хуже всего, стоимость газа уже входит в себестоимость множества видов продукции, от хлеба до полимеров. То есть, потребители газа, даже пожертвовав маржей ради "Газпрома", могут в лучшем случае сохранить старый уровень цен.

Примерно то же можно сказать об олигополиях (нефтяные компании) и организациях, не называющихся монополиями де-юре, но по факту не имеющих конкурентов (осколки РАО "ЕЭС").

Таким образом, в монополизированной экономике, в т.ч. в силу отсутствия обратнной связи, рост цен может вызывать инфляцию, а не наоборот. Конечно, повышение цен на энергоресурсы приводит к инфляции не пропорционально, а несколько меньше, но этот фактор нужно учитывать.

Вообще, я утверждаю, что как раз разного рода противоестественные монополии и разгоняют инфляцию в РФ, а ЦБ и ведомство Кудрина как раз ее тормозят, эмитируя деньги с чуть меньшим темпом. То есть, в нашем случае эмиссия лишь следует за инфляцией, а не наоборот.

Еще один фактор, который нужно сюда добавить -- это коррупция. Например, если чинуша собрал дань со строительной фирмы, увеличив себестоимость, а потом на эти же деньги купил квартиры в этом доме, то, фактически, другие жители этого дома, сами того не зная, подарили ему эти квартиры. Обратите внимание, что цена на рынке удвоилась просто ниоткуда.

И наконец, инфляцию разгоняет потребительское кредитование и, в особенности, ипотека. Уровень жизни и потребления благодаря этим явлениям меняется очень слабо, зато сильно меняется мгновенный платежеспособный спрос, что и вызывает рост цен даже без изменений в частях уравнения с которого я начал этот разговор.

Экономика

Previous post Next post
Up