Оригинал взят у
ochendaje в
Бисер и мескалин Уичоли (Huichol) - маленькое племя приблизительно 15 000 жителей в центральной части Мексики, около Ixtlan-a, в горах Сьерра Мадре. . В основном они занимаются сельским хозяйством в трудных условиях засухи, сменяющейся сезоном дождей, выращивают батат, кофе, кукурузу, перец чили, сахарный тростник, табак, разводят скот и домашнюю птицу, охотятся, занимаются рукодельем.
Антрополог Роберт Зингг назвал уичолей «племенем художников». Формы художественного выражения этого племени отражают их религиозные верования, которые воплощаются в их искусстве.
Уичоли занимаются множеством видов рукоделия: ткачеством, вышивкой, выделкой кожи, изготавливают луки и музыкальные инструменты, но нам хочется рассказать про их удивительную технику работы с бисером.
Работа с бисером является в некотором роде новым ремеслом для уичолей. Хотя подобные изделия появились задолго до испанского завоевания, в древности вместо бисера использовались кусочки кости, глина, кораллы, камни, ракушки и семена.
Поскольку это были ритуальные предметы, цвета подбирались со смыслом: синий обращался к духу дождя; чёрный к Тихому океану, красный означал Вирикуту, место рождения пейотля, оленя и орла.
Для уичолей это не просто форма эстетического выражения или изготовляемые на продажу сувениры. Символизм картин, их психоделические цвета имеют источником их культуру и религиозные традиции шаманизма.
Бисерные изделия Уичоли представляют собой аппликацию: стеклянные, пластмассовые или металлические бисерины наклеиваются на деревянную форму, покрытую пчелиным воском. Как правило, это изображения животных, маски, чаши. В них, как и в других предметах творчества уичолей, отражаются мифологические и религиозные символы и сюжеты.
Изначально фигурки, конечно, не были объектами искусства. Они использовались, как приношения, или скорее - средства передачи посланий богам и духам предков.Чаще всего использовались символы игуаны.
Уичоли имеют собственное представление о происхождении мира и истории своего народа, которые воплощаются в мифах, искусстве и ритуалах. Миф является образцом для любого действия, поэтому уичоли сеют, охотятся и совершает те же обряды, которые совершали их предки. В их верованиях мир имеет священное измерение, обладающее большой силой, и жрецы mara’akate (мн. число mara’akame) проникают в него, чтобы установить связь между двумя мирами - богов и людей.
Собственно сюжеты для подобных работ черпались среди видений шамана. А шаман общался с богами испивая напиток, выжатый из кактуса под названием пейотль или пейот.
Один из ключевых моментов - связь между кукурузой, оленем и пейотлем. Первые два необходимы для пропитания, а пейотль - способ магического постижения мира и материальное проявление божественного.
Уичоли живут в мире, пронизанном магическими связями. Для них существует пять направлений: четыре стороны света и пятое, духовное, источник силы и просветления. Между человеком и природой устанавливается равновесие: кукуруза погибнет без человека, человек погибнет без кукурузы. Поэтому, «когда крестьянин опускает в землю зерно, он устанавливает священную связь с растениями и всеми жизненными силами природы»
В последние десятилетия многие учиоли переселились в города, такие как Тепик, Наярит, Гвадалахара и Мехико. Именно они привлекли внимание к богатой культуре своего народа.
Сейчас страна Уичолей умирает. Леса гибнут, чистой воды становится мало, животные исчезают. Болезнь и бедность витает повсюду.
Дело в том, что истребили всех священных Оленей, и истребили ради прибыли. Племя не может исполнить древние ритуалы поэтому договорённость с Божественным Изначальным Духом, - нарушена.
Теперь и сами Уичоли столь же подвергнуты опасности, как и те Олени, которых они стремятся спасти. За прошлые несколько лет мексиканские правительственные программы развития местных народов были свернуты. В результате индейцев окружает бедность, болезни и социальные беды. Но более всего это касается, Уичолей.
Строения вторгаются и захватывают их земли, мексиканское правительство старается уменьшать их автономию и стремиться отрицать права собственности на земли, выигранные в результате революции 1910. Традиции Уичолей находятся под давлением со стороны миссионеров, туристов, оппортунистов и правительственных агентств.
Недавно паломники Уичоли возвращавшиеся с ежегодного путешествия в поисках Хикури, для использования его в церемониях, были арестованы мексиканскими военными. Их добыча была конфискована, а паломники отправлены в тюрьму, хотя право на местные религиозные обряды гарантируется в соответствии с конституцией Мексики и
международным правом ООН.
На сегодняшний день продажа таких работ является практически единственным способом выживания племени.