15 лютого день народження Людовика XV - одного з найбільш демонізованих монархів з роду Бурбонів....вороги Франції та Європи не мали можливості наводити наклеп на інших ..спочатку - легендарний Генріх великий...потім -соратник великого Рішельє...потім- попередник " король-сонце "....а після нього - Людовик -мучень...
Він був для них відносно оптимальним об'єктом для наклепу....бабій , любитель випити та поїсти , програв війну за колонії з англійцями....
Але не треба забувати і про інше....він переміг в битві при Фонтенуа- найкрупнішій битві 18 сторіччя....при ньому Франція , незважаючи на всі проблеми , була найпотужнішою країною Європи ( хоч і не всесильною )....і , саме головне , а хто такі власне його критики ?...адепти республіки яка перетворила Францію в " хвору людину " сучасності ?...ті хто виправдовують революцію . що призвела до демографічного провалу в третину населення та до економічного відставання на десятки років ?...
Він був нормальним , гідним королем....а тим хто любить побалакати про його слабкості ...хочу нагадати гарний вислів : " чоловік який не любить жінок , алкоголь та азартні ігри -викликає неприємні підозри "
битва при Фонтенуа :
"...Маршал послал маркиза Меза к королю сказать, чтобы он переехал за мост. Маркиз нашел короля стоявшим неподвижно среди обратившихся в бегство воинов.
- Я уверен, что маршал сделает все, что будет нужно, - отвечал Людовик XV маркизу, - но я останусь здесь, где стою. Между тем неприятельская колонна продолжала наступать. Бежавшие разлучили на время короля с дофином. Граф д'Аше приехал просить, чтобы король удалился; у д'Аше нога была раздроблена пулей, и он от боли лишился чувств на глазах короля.
- Как можно, чтобы такие войска не одержали победы? - сказал граф Маврикий Саксонский, увидя, что генерал Герши со своим полком принял английскую колонну в штыки.
Колонна эта находилась уже не далее как в шестистах шагах от короля, который объявил герцогу д'Аркуру, что он решил умереть на этом месте.
В эту минуту прискакал герцог Ришелье, генерал-адъютант Людовика XV.
- Что там? - спросил, заметив его, герцог Ноайль. - С каким известием вы приехали?
- Я приехал объявить, что сражение будет выиграно, если того захотят, - сказал герцог. - Неприятель сам удивляется своей победе, он не знает, идти ли ему дальше, потому что он не подкреплен кавалерией. Пусть выдвинут против него батарею, пусть баррийский и фонтенуаский редуты, у которых есть теперь большой запас пороха и ядер, удвоят свой огонь и все вместе нападут на него!
- Очень хорошо, - сказал король. - Ришелье, примите начальство над моими телохранителями и покажите пример храбрости!
Ришелье немедленно скачет на правое крыло. Господин де Пикиньи встречает 4 орудия, которые немедленно были привезены. Герцог Шонь собирает свою легкую кавалерию, герцог Субиз - своих жандармов, Жюмильяк - своих мушкетеров, Грилль - своих конных гренадер, между тем как Бирон охраняет Антуан с пьемонтским полком.
Неприятельская колонна находится не далее как в ста шагах от батареи, которую, по совету герцога Ришелье, выдвинули против нее. Сделав десять или пятнадцать шагов еще вперед, колонна эта вдруг развертывается и дает залп. Фонтенуа и Барри гремят в то же время. Французская пехота с фланга нападает на неприятельскую колонну, которую с фронта атакуют в то же время телохранители короля, жандармы и карабинеры.
В продолжение некоторого времени успех оставался сомнительным; гигантская колонна держалась твердо на всех флангах.
Но нормандский полк начал сильно на нее напирать, потом ирландцы, потом королевский полк. Колонна сделала первый шаг назад.
Тогда каждый удваивает свою храбрость, вся армия старается отомстить за восьмичасовое поражение. Наконец колонна, утомленная частыми нападениями, уже не отступала, а признала себя побежденной.
Все было истреблено или взято в плен: ни один из этих 15 или 18 тысяч человек не ускользнул бы, если бы на помощь им не подоспела кавалерия.
Людовик XV пустил лошадь свою в галоп и переезжал из одного отряда своих войск в другой. Крики победы раздавались там, где за четверть часа перед тем слышались крики бешенства и предсмертные стоны. Солдаты бросали шапки в воздух; склонялись знамена, простреленные множеством пуль; раненые поднимались, чтобы хоть махнуть рукой в знак своей радости, - восторг был всеобщий. Маршал граф Саксонский от слабости свалился с лошади и упал почти у самых ног короля.
- Государь, - сказал он, - теперь я готов умереть. Мне хотелось жить только для того, чтобы увидеть ваше величество победителем. Теперь вы знаете, от чего зависит успех сражений!..
Король поднял маршала и поцеловал его перед всеми.
Битва при Фонтенуа была началом ряда побед, кончившихся заключением Ахенского мира...."
Click to view
Загальний ітог правління :
"Не без основания блестяще информированный, хотя и весьма критичный современник аббат де Бери высказал такое суждение: «Никогда (прежде) Франция не была такой зажиточной и такой богатой мануфактурами, такой выдающейся благодаря множеству ученых, покрыта таким количеством хорошо возделанных полей и не имела столько населения, как при правлении Людовика XV». "
Click to view