"Я пригласить хочу на танец Вас..." или балы при Людовике XVI

Dec 26, 2012 22:08

Originally posted by catherine_catty at "Я пригласить хочу на танец Вас..." или балы при Людовике XVI
Что происходило на балах, все более-менее представляют. Танцы, комплименты, развевающиеся юбки, раскрасневшиеся щеки… Но это все - сцена. А что происходило за кулисами? Где, к примеру, могли танцующие привести в порядок свои туалеты? Что подавали в буфете? Все это можно узнать, прочитав воспоминания д`Эзека. Благодаря этому господину мы уже в курсе того, как проходил обряд вставания и опочивания короля (http://catherine-catty.livejournal.com/80086.html). А сегодня - о балах.

«С 1787 года балов больше не давали; я видел их только в течение двух зим. Обыкновенно король давал их для королевы еженедельно по средам с начала года и до поста. На этих балах камерпажам поручалось быть распорядителями. Явившись первыми, они ждали дам, провожали их на их места, предлагали им освежительные напитки, вели их к столу, провожали до экипажей...
В той части дворца, которая тянется налево от королевскаго двора, был старинный зал для спектаклей, покинутый, потому что он был слишком узок. Там-то и давались празднества. К нему пристраивалось несколько деревянных павильонов, хранившихся в отеле Меnus-Рlаisirs, и таким образом в несколько часов бывал готов и разукрашен обширный дворец. Расположение и отделка часто менялись, и зал 1786 г. оказался одним из самых элегантных.

Людовик XVI. Гравюра Леваше.



При входе прежде всего попадали в зеленую боскетку, украшенную статуями, кустами роз и заканчивавшуюся открытым храмом, где помещался биллиард. Несколько темная зелень беседки подчеркивала яркое освещение в биллиардной. Направо маленькия аллеи вели к танцевальной зале и в игорныя комнаты, и чтобы играющее могли любоваться танцами, но чтобы в то же время не дуло, в одну из дверей вставили огромное стекло, настолько прозрачное, что приходилось около ставить швейцара, чтобы какой-нибудь неловкий проходящий не вздумал итти напролом.

Версаль. Опера. Как я понимаю, при Людовике XVI балы проходили именно здесь. Благодаря творчеству архитектора Габриэля и машиниста Арну партер поднимался до уровня сцены (как и у нас в Архангельском) и можно было танцевать.


Фотография из путеводителя по Версалю.

Бальный зал представлял из себя длинный четыреугольник, куда приходилось спускаться по нескольким ступеням. Вокруг шла галлерея, где, не мешая танцующим, можно было прогуливаться и смотреть на них между колонн; оттуда же смотрели лица, не представленныя, но имевшия право находиться в окружавших залу ложах, а пажи заботились, чтобы им также были предложены прохладительные напитки. На другом конце залы был буфет, и этим заканчивалась картина, открывавшаяся из игорной залы. Буфет помещался в полукруге ротонды. Между огромными корзинами фруктов и печений стояли большия старинныя урны с ликерами, просвечивавшими при сильном освещении разными цветами. В четырех мраморных раковинах всю ночь били фонтаны, распространяя в бальном зале мягкую прохладу, тогда как другия залы нагревались многочисленными трубами от печей.

Мария Антуанетта. Гравюра Вартеля.



Все было предусмотрено. В отдаленной уборной дежурили две горничныя, чтобы исправлять безпорядок, который быстрые и веселые танцы причиняли туалетам. И так как из-за расположения залы под уборную можно было отвести только полукруг, то там поставили зеркала, создавшия полную иллюзию, так что она казалась ротондой.
Костюмы отличались элегантностью и простотой. Мужчины были в нарядных костюмах и танцовали в шляпах с плюмажем, что было и благородно, и очень изящно. Эта мода существовала, кажется, только при французском дворе. Многие мужчины были в черном с вышивкой из жэ (искусственная чешуя), отражавшей огни, благодаря чему костюм казался очень блестящим.
По этикету, чтобы быть допущенным к танцам, требовалось являться в каретах, т.е. быть представленным. Все присутствовавшие по долгу службы не имели права танцовать и садиться за стол к ужину, не исключая и офицеров охраны; поэтому многие из них ухаживали за нами, чтобы мы их пригласили за свой стол, который накрывали в особом зале.

Мадам Елизавета, сестра короля. Гравюра Морза по рисунку Девиля.



Ужин подавался в полночь в прежней зале для спектаклей. Столы накрывались человек на двенадцать и обыкновенно занимались своей компанией. Служили у стола лакеи короля и королевы. Блюда отличались изысканностью, тонкостью и обилием. Часто и вся королевская семья ужинала на балах, но король являлся на бал, только поужинав у себя в девять часов. Он оставался на балу до часу и удалялся спать, сыграв одну партию в трик-трак в специально отведенном под эту игру маленьком салоне. Сторонник правильной жизни и очень нравственный, король не любил крупной игры. Он сам редко решался проигрывать больше двух луи в вечер. Как-то на одном из балов четверо юношей, из которых я помню только одного - Бельзенса, убитаго в Кане во время революции, вели несколько крупную игру на биллиарде. Вошел король и осведомился, почему они не танцуют; они ответили, что отдыхают, и уверили его, что играют по маленькой. На следующий день узнали, что проигрыш дошел до тысячи пятисот или до тысячи восьмисот луидоров, и король сослал их в их полки.

Граф Прованский, старший из братьев короля, будущий король Людовик XVIII. Гравюра Буазо по его же рисунку.



Несмотря на простоту и добродушие Людовика XVI, его сан и добродетель не могли не импонировать, и король, зная, что после его ухода, бал станет гораздо оживленней, удалялся всегда рано. Сейчас же ослабевал этикет, и многие старые и молодые холостяки, считавшие себя слишком старыми для этих развлечений, решались протанцевать кадриль или английский экосез. Их можно было узнать по открытым головам, так как являлись они на бал не для танцев и были не в соответствующих костюмах.
Королева, мадам Елизавета, граф д'Артуа, герцог Бурбонский, уже не танцовавшие, делали тогда исключение, и никогда при Дворе не бывало так прилично и в то же время так весело...
Только на заре заканчивались эти блестящие ночные праздники. Мы провожали дам до их экипажей, предварительно угостив их ужином, и тогда только, наполнив карманы конфетами и апельсинами, оставшимися от великолепнаго ужина, которым и нас кормили, мы шли на покой, вполне нами заслуженный. Случалось иногда, что, несмотря на шум и веселье, некоторые пажи не выдерживали и засыпали на балу.»

Граф д`Артуа, младший из братьев короля, будущий король Карл X. Гравюра Буазо по его же рисунку.



P.S. Картинки кликабельны.
P.P.S. Текст дан в старой орфографии.
Previous post Next post
Up