Открытое письмо писателю Александру Шойхету
к 40-летию со дня смерти поэта.
«При знакомстве я всегда вижу в человеке только хорошее.
Пока сам человек не докажет обратное.»
В.С. Высоцкий
Смерть Владимира Семёновича Высоцкого [
25.01.1938 - 25.07.
1980] была для всех нас как гром небесный средь бела дня. Я помню этот трагический день так, как будто он случился только вчера. Но, говоря откровенно, сегодня, при всей моей большой любви к творчеству этого талантливого человека, я и не вспомнил бы эту горестную дату, если бы не публикация в „Еврейской панораме“ за июль 2020 года статьи Александра Шойхета „Бунтарь-шестидесятник или „мессия“ застоя“, которую автор назвал, и не без основания, „полемическими заметками“.
После прочтения „полемических заметок“, я решил посмотреть информацию об их авторе на просторах интернета и обнаружил, что автор, мой ровесник (1946 г. рожд.), является профессиональным литератором, личностью известной в Израиле. И кроме того, является профессиональным и многолетним критиком Владимира Высоцкого, начиная как минимум с 2010 года.
Ну а теперь, если позволит это мне „Еврейская панорама“, я хочу открыто и непосредственно обратиться здесь лично к писателю Александру Шойхету по поводу его полемических заметок.
Александр, судя по найденным мной вашим публикациям в интернете, связанным с именем Владимира Семёновича Высоцкого, Вы являетесь упорным, агрессивным ненавистником его лично и его творчества. Вы также пользуетесь любым поводом для атак на него. Вас нисколько не смущает и сегодняшний повод написания ваших „полемических заметок“ (как же академично это звучит!) - 40-летие со дня смерти Высоцкого. Но ведь такие памятные даты обычно не используются для сведения счётов, тем более с покойниками, с теми, кто уже не может за себя постоять и ответить на досужие домыслы.
В.Высоцкий свою неприязнь к подобным недружественным поступкам в свой адрес выразил в одной своей песне вполне недвусмысленно: „Я не люблю, когда стреляют в спину, тем более, когда в неё плюют!“ Вы совершенно небрежно многие годы сваливаете в одну кучу и всеми доступными Вам способами недостоверную информацию, распространяете всю мыслимую и немыслимую грязь и ложь о жизни и творчестве поэта, композитора, актёра и режиссёра, прожившего всего ничего - 42 года и Вас ничто не смущает, и потому Вы не удосужились даже поменять хотя бы название своей ранее публиковавшейся статьи, написанной Вами уже однажды 10 лет тому назад.
Кроме того, ваши „полемические заметки“ состоят из многочисленных ложных утверждений и я докажу это моё обвинение конкретными фактами. Каждый имеет право на собственное мнение. „О вкусах не спорят: есть тысячи мнений. Я этот закон на себе испытал!“ В.Высоцкий. Но ваши заметки - это не выражение вкуса, это либо зависть, либо месть, либо неспровоцированная ненависть, либо просто попытка попиариться в качестве знатока творчества давно усопшего известного барда к 40-летнему юбилею смерти в европейской газете. Здесь возможно одновременно всё - и то, и другое и третье.
Я, отнюдь не литератор и не театровед, этим своим письмом вступаю в защиту доброго имени любимого мною барда. Хотя, на самом деле, Владимир Высоцкий, конечно же, не нуждается в моей защите, однако я не могу оставить такие „полемические заметки“ без должного ответа.
Высоцкий жил и творил во времена появления и бурного расцвета нового песенного жанра, жанра русской
авторской песни в СССР. Этот феномен был присущ только этой стране. Ни в одной из европейских стран не было в таких масштабах ничего подобного. И явление это связано, по моему мнению, с непроходящей народной болью после насилия сталинской эпохи, с неприятием последствий сталинской диктатуры, с миллионами загубленных советских людей, с нищенскими условиями жизни народа, с лживостью коммунистической идеологии и пропаганды, с игнорированием советской властью общественного мнения и с бесправием простых людей, а также с цензурными проблемами публикации талантливых литературных и музыкальных произведений. Ну и конечно же, при этом, важнейшее значение имели совершенно новые для страны условия для творчества - властные послабления в СССР в кратковременной эпохе под общим названием „Оттепель“.
Кроме того, в это же время появились вполне законные бытовые технические возможности для магнитофонной записи песен. Многие молодые и талантливые поэты и музыканты, такие как Александр Галич, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий и другие благодаря этому явлению с космической быстротой стали всенародно известными, доступными и популярными.
Распространение их произведений происходило со скоростью цепной реакции. Влияние этих талантливых людей на культурную и интеллектуальную жизнь народа и особенно молодёжи было просто феноменальным. Лично я во многом состоялся как личность благодаря творчеству этих бардов, их высочайшим нравственным, культурным, гражданским, патриотическим, жизненным и личностным принципам. В этом не было ничего удивительного, так как авторская песня была, как правило, основана на поэзии высшей пробы.
„Помните у Окуджавы: "Совесть, Благородство и Достоинство - вот оно святое наше воинство." (А. Городницкий).
При этом с подобным феноменом советская власть столкнулась впервые и стремилась остановить это новое течение, но практически не смогла с ним расправиться или взять его под полный контроль даже с участием КГБ.
Много воды утекло с тех пор. Многих, если не большинства, основателелей этого культурного феномена уже нет в живых. Но находятся люди, для которых оказывается жизненно важно обсуждение того времени и участников тех событий. Может быть поэтому Вы, Александр Шойхет, взялись за исследование этого феномена в лице Владимира Высоцкого и вот с такой целью опубликовали эти свои полемические заметки.
Однако меня в этих заметках удивило, признаться, очень многое. Ведь судя по „полемическим заметкам“, Вас, Александр, в Высоцком раздражает буквально всё: его непреходящая уже 40 лет после его смерти всенародная, „почти мистическая“ популярность, извращённый вкус совейских любителей „хрущёвок и дешёвой колбасы“, „тюремная романтика песен“ первых лет его творческой деятельности. Ведь, по вашему мнению, именно два последних раздражителя и „образовали почву, на которой появился и засиял талант Высоцкого“.
В этой статье Вы задаёте сам себе главный вопрос, который явно мучает Вас: каким таким образом Владимир Высоцкий получил такую всенародную популярность, которой, по вашим „раскладам“, не должно было вообще появится.
Уважаемый Александр Шойхет, Вы же известный и признанный литератор, и профессиональный критик, вот возьмите Вы талант практически любого поэта или писателя и попробуйте проанализировать уровень этого таланта в динамике его развития. Так, как примеру, это сделал в отношении оценки таланта Владимира Высоцкого Булат Окуджава в Предисловии к книге "Владимир Высоцкий: Избранное":
„Он начал с примитива, с однозначности, постепенно обогащая свое поэтическое и гражданское видение, дошел до высоких литературных образцов; он постоянно учился у жизни, у литературы, что происходит с любым поэтом независимо от степени его одаренности. Он начал писать для узкого круга людей, а пришел к самой широкой аудитории, пришел к предельному выражению себя, а выражать себя - значит добиваться наивысшего наслаждения.“
Как приятно было бы прочитать эту оценку самому Владимиру Высоцкому, который называл Б. Окуджаву „своим духовным учителем“ !
Но вернёмся к вашим запискам, Александр. Итак в конце 60-х В. Высоцкий переходит от раскритикованной Вами выше песенной вульгарной тематики „уголовных романсов“ к написанию блестящего военного цикла песен о войне. На мой взгляд, если бы Владимиром Высоцким был бы написан только этот военный песенный цикл, то его имя уже было бы прославленно в СССР на века. Посудите сами, вот только некоторые песни из военного цикла: „Братские могилы“, „Песня о звёздах“, „Ленинградская блокада“, „Штрафные батальоны“, „Высота“, „Песня лётчика“, „Песня самолёта-истребителя“, „Спасите наши души“, „Аисты“, „Он не вернулся из боя“, „Все ушли на фронт“, „Солдаты группы 'Центр'“, „Сыновья уходят в бой“, „Мы вращаем Землю“, „Тот, который не стрелял“, „Песня о госпитале“.
Ну а полный военный цикл состоит примерно из 45 песен. Миллионы советских людей, в т.ч. и я, знали эти песни наизусть. Впечатляет?
Казалось бы, Вам, Александр, именно здесь было самое время отдать должное Владимиру за отказ от написания критикуемых вами „вульгарных“ песен. Ан нет! Вам же, на самом деле, не нужен позитивный итог этого песенного успеха, и переход Высоцкого на новый творческий уровень.
Ваше главная цель - это посрамление барда, а не восхваление кумира миллионов советских людей. Вам позарез нужен негатив и Вы его в своих заметках легко изобретаете. С этой целью Вы обвиняете В. Высоцкого в том, что из-за написанного патриотического цикла военных песен, внимание (!): он якобы сознательно оказывал помощь в создании „героического мифа“ о прошлом отцов вертухаев и в воспевании советского патриотизма, а также в том, что во времена „брежневского застоя“ он, Высоцкий, пришёлся ко двору...
Извините, Александр, но это уже полный бред!
Тут по ходу у меня возникает сразу несколько вопросов. Первый вопрос. А что, В. Высоцкий писал в 60-х годах свои песни военного цикла по заданию Идеологического отдела ЦК КПСС или он это делал просто исходя из своей внутренней потребности и творческого бескорыстного вдохновения? При этом, он создавал свои песни на высочайшем уровне событийной достоверности. Известно, что очень часто его поклонники спрашивали его о том, не воевал ли он непосредственно в ВОВ. Второй вопрос. Что ж по-вашему, Александр, всем нам вместе с Высоцким как бы не пристало гордиться военными подвигами и патриотизмом наших отцов и дедов? Или они должны были бросать оружие и сдаваться на милость врагу? Да, во время той войны было много предательства и некомпетентности со стороны Сталина, генералитета, лжи и коммунистической пропаганды, да был во главе страны убийца и проходимец, да были заградотряды, неправомерные расстрелы и т.п., но при всём при этом была война на земле, на море и в воздухе с беспощадным и сильным противником, война, на которой стояли насмерть советские солдаты, и при этом за спиной советских солдат и офицеров были семьи, города и сёла. Без патриотизма одолеть эту фашистскую гадину было бы просто невозможно. И что, страна состояла только из вертухаев?
Это что, специально, по-вашему, для вертухаев Высоцкий написал песню „Все ушли на фронт“:
...........................................................
Там год за три, если Бог хранит,
Как и в лагере - зачёт.
Нынче мы на равных с ВОХРами -
Нынче все ушли на фронт.
У начальника Берёзкина -
Ох и гонор, ох и понт!
И душа - крест-накрест досками,
Но и он пошёл на фронт.
Лучше было - сразу в тыл его:
Только с нами был он смел.
Высшей мерой «наградил» его
Трибунал за самострел.
Ну а мы - всё оправдали мы,
Наградили нас потом:
Кто живые, тех - медалями,
А кто мёртвые - крестом.
Может наконец-то Вы начнёте понимать весь бред этих ваших претензий. Высоцкий писал свои песни для миллионов советских людей, а не для „вертухаев“ и не для брежневского Политбюро. Вы, будучи литератором, надеюсь, должны знать природу поэтического вдохновения, Об этой природе и писал легендарный Б. Окуджава:
Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить...
Так природа захотела,
Почему - не наше дело,
Для чего - не нам судить.
Господин Шойхет, не стоит искать корысть у Высоцкого там, где её в помине нет. Такие песни не пишутся по заказу, они пишутся только лишь по вдохновению - ведь „так природа захотела“. У Владимира Высоцкого была острая внутренняя потребность в написании этих гениальных песен, песен, которые мы поём и слушаем до сих пор. Он не старался при этом кому бы то ни было „угодить“. Однако вот уже 10 лет, как Вы, Александр, настойчиво пытаетесь доказать обратное! Дорогой писатель, лучше пишите ваши книги, у Вас это лучше получается, надеюсь.
Ваш диапазон изысканий, как автора „полемических заметок“, удивительно широк. И опять, как всегда, у меня с Вами возникают непонятки. Вас постоянно, опять и опять мучает один и тот же вопрос: Каким образом Высоцкий получил вдруг такую всенародную известность? Но иногда Вы сами себе неожиданно на него отвечаете: просто однажды ему помог случай...
Оказывается, Володя снялся в фильме С. Говорухина „Вертикаль“, и участие его в этом фильме его и прославил... А по мне, как раз произошло всё наоборот: замечательные песни В.Высоцкого: „Здесь вам не равнина...“, „ Песня о друге“, „Скалолазка“, „Мерцал закат, как блеск клинка“, „В суету городов“, прославили этот фильм Станислава Говорухина. Эти песни были великолепны, да и фильм был неплохой.
Ну и дальше, Александр, я просто не успеваю за вашими новыми обвинениями бедному Владимиру Высоцкому. Ведь, если следовать вашим претензиям, то какой же всё-таки Высоцкий негодяй: „Он хочет всенародного признания, он жаждет славы и использует для этого и чужие открытия, и свои актёрские данные“. Вот здесь я перед Вами, Александр, просто снимаю шляпу. Это просто гениальная фраза. Эта фраза должна быть Вами срочно запатентована. Не дай Б-г, о ней узнают другие представители творческой братии и они тоже захотят нахаляву признания и даже славы, и станут при этом использовать свои (а не чужие) актёрские данные!
Сначала вышеизложенная фраза просто заклинила мой мозг словами про использование Высоцким чужих открытий. Слава Б-гу, следующий абзац его статьи вывел меня из полного оцепенения. В результате оказалось: что якобы Высоцкий „заимствовал хриплый рык у короля американского джаза Л. Амстронга“. Этот „рык“, оказывается является главным секретом его (В. Высоцкого, прим. АМ) популярности... Это ж как нужно завидовать популярности Высоцкого, чтобы обвинить его в этом... Однако ж я порылся-таки в интернете и нашёл чёткое опровержение этим вашим завистливым домыслам, Александр Шойхет:
„Пролить свет на тайну необычного голоса Высоцкого смог его лечащий врач - Андрей Белецкий. Проработав отоларингологом более 50-ти лет, он успел поработать со многими знаменитостями советских времен. В одном из своих интервью заслуженный врач Украины рассказал журналистам о том, как лечил Владимира Высоцкого во время его гастролей. По словам медика, певец имел очень необычное строение гортани, которое и было причиной его хрипоты. У Владимира Высоцкого были слишком сильно развиты так называние ложные голосовые складки. Будучи увеличенными в размерах, они не только прикрывали истинные голосовые связки, отвечающие за фонацию при пении или речи, но и мешали их нормальному функционированию.“
https://zen.yandex.ru/media/russian7/pochemu-u-vladimira-vysockogo-byl-takoi-golos-5ba20c9642ef5c00af0d9cc8 Ну, а если бы Вы, Александр, оказались вдруг действительно правы, и В. Высоцкий столь коварным способом стал бы использовать подобный „рык“, то сами-то песни для Володи писал бы тоже американский король с фамилией Л. Амстронг? Друзья мои, как страшно жить...
Одним из главных ваших обвинений, Александр, которые Вы со свойственной Вам принципиальностью бросаете в адрес В. Высоцкого, является отсутствие в его творчестве беспощадной критики советской власти, такой критики, как например, у Александра Галича. Александр, а почему Вас не смущает отсутствие такой прямой антисоветской критики, к примеру, у Булата Окуджавы или у Юрия Визбора? Чтобы ответить детально на такую претензию потребуется большая отдельная статья. Ниже по этому поводу я привожу одну толковую статью Р.Р.Вахитова, в которой автор подробно объясняет, почему Высоцкий действительно не был антисоветчиком. Со своей стороны я могу сказать следующее: во-первых, тексты некоторых его песен очень не нравились ЦК КПСС и КГБ, во многих текстах Высоцкий использовал Эзопов язык; во-вторых, лично мне и большинству поклонников творчества В.Высоцкого это обстоятельство абсолютно не мешало любить его и как барда, и как актёра. И ещё, я позволю себе ответить на эту вашу претензию одним стихотворением Высоцкого, которое не требует никаких дополнительных комментариев:
Новые левые - мальчики бравые
С красными флагами буйной оравою,
Чем вас так манят серпы да молоты?
Может, подкурены вы и подколоты?!
Слушаю полубезумных ораторов:
"Экспроприация экспроприаторов..."
Вижу портреты над клубами пара -
Мао, Дзержинский и Че Гевара.
Не [разобраться], где левые, правые...
Знаю, что власть - это дело кровавое.
Что же, [валяйте] затычками в дырках,
Вам бы полгодика, только в Бутырках!
Не суетитесь, мадам переводчица,
[Я не спою], мне сегодня не хочется!
И не надеюсь, что я переспорю их,
Могу подарить лишь учебник истории.
1978 г.
http://bards.ru/archives/part.php?id=15589 Актальность этого стихотворения для происходящего сегодня в США и в Европе просто потрясающа.
Опять „порылся“ в интернете. Оказалось, что тема либерализма В. Высоцкого и отсутствия его антисоветской критики в адрес властей, здесь очень популярна. Александр, Вы наверняка читали эти статьи. Но Вы любите свои многолетние нападки на В. Высоцкого и не желаете с ними расставаться. Здесь я бессилен. Для наших читателей я всё-таки дам ссылку: Автор
Вахитов Р. Р. „Был ли Высоцкий антисоветчиком? Попытка исследования“.
«Юность» № 7-8 (667) за 2011 г.rusrand.ru/search/?ContentPage[filter][2]=Вахитов&filter=
В этой статье Рустем Ринатович Вахитов - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Башкирского государственного университета, подробно отвечает на вашу претензию к В. Высоцкому как к неантисоветчику. Высоцкий действительно не был антисоветчиком уровня уважаемого Александра Галича и в названной статье сделана попытка объяснить: почему.
Высоцкий был искренний и открытый человек, партийная власть СССР руками КГБ так обложила его со всех сторон, так жёстко контролировала каждый его шаг, что он был вынужден в 1973 году вполне открыто, а не втихаря, обратиться с Открытым письмом прямо в Идеологический Отдел ЦК КПСС:
„Мне претит роль «мученика», этакого «гонимого поэта», которую мне навязывают… Я хочу поставить свой талант на службу пропаганде идей нашего общества, имея такую популярность… Я хочу только одного - быть поэтом и артистом для народа, который я люблю, для людей, чью боль и радость я, кажется, в состоянии выразить, в согласии с идеями, которые организуют наше общество.“ (Из письма В.С.Высоцкого секретарю ЦК КПСС П.Н..Демичеву, лето 1973 года).
Однако я прошу Вас обратить внимание на одну принципиальную особенность обстоятельств этого, с вашей точки зрения, вопиющего случая. Высоцкий всем этим письмом громко заявил, что он ни при каких обстоятельствах не является антисоветчиком, однако сам П.Н. Демичев, как показали дальнейшие его личные действия, имел по этому факту совершенно противоположное мнение. По Демичеву, Высоцкий - неисправимый антисоветчик и поэтому ЦК КПСС даже не удосужился ответить на это письмо и в дальнейшем продолжил открытую и тайную травлю его как поэта и артиста.
Интересная ситуация, Александр, не правда ли? Демичев здесь не согласен с вашим обвинением. Он не считает В.Высоцкого достаточно советским гражданином страны, а Вы считаете Высоцкого недостаточно антисоветским...
Мне очень понравилась объективная аналитическая статья Р.Р.Вахитова. Кто заинтересовался ею, может сам прочитать. Приведу лишь пару абзатцев из этой статьи:
„Человек Владимир Высоцкий, безусловно, исповедовал достаточно либеральные взгляды. Он был убежденным антисталинистом. Марина Влади свидетельствовала, что он открыто выражал свою нелюбовь к Сталину: когда на их свадьбе, которая проходила в Тбилиси, один из грузинских гостей предложил выпить за генералиссимуса, Высоцкий демонстративно отказался. Он осуждал ввод советских войск в Чехословакию в 1968 году и из-за этого даже поссорился с отцом. Он отрицательно отнесся к вводу наших войск в Афганистан (впрочем, тут сыграл роль эмоциональный фактор: в это время Высоцкий был в США, и по американскому телевидению крутили видеоряд с выжженной напалмом афганской деревушкой и обезображенным трупом девочки как пример «зверств советского империализма». Высоцкий был просто вне себя от возмущения).
Высоцкому не нравилась идеологическая цензура в СССР, от которой он постоянно страдал. Ему не нравилось вмешательство спецслужб в личную жизнь, а это именно то, что он также испытывал на себе (ему постоянно звонили и предостерегали от определенных поступков, кураторы из КГБ считали возможным ему советовать, с кем ему дружить, а с кем - нет, его запугивали, следили за ним). Ему не нравилось, что выезд за рубеж советских граждан связан с такими трудностями (безотносительно к тому, что сам он в этом плане обладал большой свободой). Его возмущало, что за рубежом советским запрещалось общаться с бывшими советскими гражданами, выбравшими эмиграцию.“
Сам же В.Высоцкий в каждый свой приезд в Париж посещал Александра Галича, которому нравились песни Володи, встречался с Синявским, а в США встречался с Иосифом Бродским.
Теперь мне хотелось бы отметить некоторые непонравившиеся эпитеты, которые Вы, Александр, широко использовали в обсуждаемых мной заметках. Я уехал из СССР 30 лет назад в возрасте 45 лет, но мне и сегодня неприятны ваши эпитеты относительно россиян, типа массовый „совейский человек“, или „пролетарий от сохи“, или „советское быдло“, или „толпа“. Зачем Вы используете эти грязные характеристики, относящиеся к российскому обществу? Основная масса живущих в России людей не заслуживает таких эпитетов. Не нужно всех без разбора сваливать в одну грязную кучу.
Однако для чего же Вы всё-таки используете эти эпитеты? Так это тоже очень даже просто: Вы таким незамысловатым способом в который раз стремитесь как бы высмеять и унизить не только прошлых и сегодняшних поклонников Володи, но и лично его самого, высмеять саму память о нём. За что же, на мой взгляд, ценят и любят песни Владимира Высоцкого? Для меня это очень простой вопрос. Это происходит потому, что песни Высоцкого пронизаны силой духа, потрясающим лиризмом и оптимизмом, драматургией содержания, мужественностью, настоящим, но не нынешним часто агрессивным, патриотизмом, бескорыстием, искренностью и любовью.
После выхода песни «Охота на волков» Евгений Евтушенко прислал ему такую телеграмму: «Становлюсь перед тобой на колени».
Вы посмотрите в Yotube количество обращений поклонников песен этого автора, оно и через 40 лет после его смерти, исчисляется сотнями тысяч и десятками миллионов. Только одна песня «Кони привередливые» имеет на сегодня около 14 млн. просмотров.
Видимо, Вам, Александр Шойхет, представляется так, что подобное ваше отношение к поклонникам песен Высоцкого уникально и как бы повышает ваш авторитет как эксперта по России и вашу самооценку, как интеллектуала? Но непотребное шельмование Вами аудитории Высоцкого, на самом деле производит как раз обратный эффект.
Александр Шойхет, Вы, на мой взгляд, как-то странно воспринимает сам творческий процесс Высоцкого как барда. Вы вольно или невольно путаете этот процесс с процессом промышленного производства. Если следовать вашей логике, то Высоцкий сначала изучал конкретные духовные потребности (делал как бы своеобразный маркетинг) потенциальных поклонников его «продукции», и на этой основе ему удавалось «угадать» в чём же состоит песенная «жажда» советских людей. Смешно. Вот цитата из ваших записок: «…Высоцкий в своих лучших песнях-балладах даёт жаждущей уважения массе, толпе, это ощущение её величия - мы победители!» Ну, блин, опять Высоцкий, негодяй! Вот и даже в этом, Александр, Вы находите для себя как бы ещё одно «доказательство» «лицемерия» и недостойности «спецметодов» Владимира Высоцкого для повышения массовости числа его поклонников… А было ли такое явление на самом деле? Разрешите усомниться.
Казалось бы всё. Высоцкий-песенник «посрамлён и унижен». Однако, друзья, вы поспешили так подумать. Есть ещё целый не исследованный пласт его неприглядной творческой жизни и деятельности - это театр. Вы, Александр Шойхет, здесь действуете буквально как настоящий следователь: если уж Вы взяли придуманный вами след, предъявили приговор бедняге Высоцкому, то уж от этого приговора Вы, как следователь, не откажетесь никогда. Карать негодяя Высоцкого, так уж карать. Лично для Вас, Высоцкий - это всего лишь «средний актёрский талант». Но здесь не согласны с Вами очень даже уважаемые и компетентные профессионалы. Вот что, по этому поводу думает один из лучших режиссёров Москвы, московского Театра на Таганке, Юрий Любимов:
„Таганка без Высоцкого была бы другой.
«Гамлета» я бы точно ставить не стал без такого актера.“
Ю. Любимову вторит актёр Таганки, Леонид Филатов:
„Пример абсолютной органики актера и поэта - Володя Высоцкий.
И Гамлета он умудрялся играть таким образом, что было понятно: это играет поэт.“
И это при всём при том, что В. Высоцкий при присущем ему таланте был не без серьёзных человеческих недостатков таких, „как пристрастие к алкоголю, имелись факты срывов спектаклей по его вине“. Одновременно, как ведущий актёр театра он, как правило, играл многие главные роли. Этого ему не могли простить. Это не прощается ни в одном театре мира, никогда. Этого ему не прощаете и Вы, Александр, даже через 40 лет после смерти Володи. Но вот откуда же у Высоцкого взялась „растущая популярность“, „которой торговал“ и спекулировал Ю. Любимов? А может она продавалась по блату в закрытых партийных спецраспределителях, куда Высоцкий не имел доступа? Или она достигалась работой на разрыв аорты, работой на самом пределе человеческих возможностей, приведшей к смерти артиста в возрасте 42 лет?!
Если почитать материалы вашего „следствия“, то у Высоцкого не было дара перевоплощения. А потому у него роли практически все одинаковы. Но „советское быдло“ ломилось однако именно на его спектакли в Театр на Таганке, а спекулянты грели на входных билетах свои руки...
Дальше лучше (Александр Шойхет): „Как поэт он весьма посредственный: при прочтении его текстов глазами видны аритмичность, нарушение размера, часто неудачная рифмовка, красивые, но неточные сравнения“.
Это, конечно же, Вы смогли бы использовать как принципиальную улику для проводимого Вами многолетнего следствия. Ведь нужно же добивать подонка, окопавшегося на Ваганьковском кладбище!
Но а вот, что сказал о Высоцком по поводу рифмовки после „прочтения текстов глазами“ Лауреат Нобелевской премии, Иосиф Бродский:
„К поэтам-песенникам принято относиться с некоторым отстранением, предубеждением, если угодно. И моё отношение к этим бардам было именно таким. Но начав не столько читать, но слушать внимательно, я понял, что мы имеем дело с поэтом. Более того, меня это даже не устраивает, что мы имеем дело с его сопровождением под гитару, потому что его песни, прежде всего, как текст, совершенно замечательны, т.е. я говорю прежде всего о его способности, т.е. о том, что он делал с языком, о его рифмах. То есть это гораздо лучше, чем у Кирсанова, Маяковского, я уже не говорю об более молодых людях, например, таких, как Евтушенко и Вознесенский. Он пользовался совершенно феноменальными составными рифмами. Гитара помогала ему скрадывать этот невероятный труд, который на мой взгляд он затрачивал на лингвистическую сторону своих песен. Они поражают публику не столько благодаря чисто музыке или содержанию, но и бессознательному усвоению своей языковой фактуры. И в этом смысле потеря Высоцкого - это потеря для языка совершенно невосполнимая.»
https://www.youtube.com/watch?v=rVj1YVKmPtQ Я понимаю Вас, Александр, что как профессиональному литератору, Вам трудно было, с болью в сердце, писать этот «некролог» на смерть Володи Высоцкого. Однако, я верю, что Вы мужественно найдёте и дальше раз за разом всё-таки в себе силы для того, чтобы ещё более «уконтропупить» биографию этого «прохиндея», порождённого «совком» и даже, по вашему мнению, извините, порождённого КГБ, чтобы больнее уколоть его прямо в могиле?
Кроме того, для дополнительной уничижающей критики Высоцкого, Вы, Александр, как литератор, находите вдруг для этих своих записок один очень верный литературный приём, который успешно используете - Вы самым чудесным образом перевоплощаетесь в роль настоящего «совка», чтобы именно с совковых позиций завистника, было бы сподручней распотрошить личную жизнь поэта с красивой русской француженкой, Мариной Влади, его многочисленные мерседесы, подаренные ею, его многомесячные поездки зарубеж на загнивающий Запад, огромные заработки на концертах в СССР, материальное благополучие, его многочисленные автомобильные аварии, возможности записи дисков во Франции и США. Ведь всех подобных возможностей у других советских людей не было и в помине. А раз этого у других нет, то и Высоцкому это было не п о л о ж е н н о. Ах, и как не стыдно было так жить покойничку!
Ну и последний аккорд в этом некрологе в роли вишеньки на торте - ваши досужие рассуждения, Александр Шойхет, об еврействе В.Высоцкого.
Александр, вот Вы уже более 10 лет пишете одну и ту же фразу: « Галутные евреи в «русской» диаспоре усиленно выискивают еврейские мотивы в творчестве Высоцкого.»
По-моему, это Вы лично десятки лет выискиваете компромат на жизнь и творчество Владимира Семёновича, ссылаясь при этом зачем-то на галутных евреев. Я обратил своё внимание на то, что кого бы Вы не упоминали в этой статье, Вы обязательно постарались либо их оскорбить, либо унизить: советский народ - быдло; Высоцкий - слабый актёр и поэт, пропойца; Любимов - спекулянт, продающий таланты; евреи диаспоры - галутные. Если последние даже и «галутные», то они уже, что, евреи второго сорта или какие-то недоумки? И это Вы пишете в «галутной» газете « Еврейская панорама»… Странный у Вас настрой.
Ну так вот, я хочу Вас разочаровать. Я живу в «галутной диаспоре» 30 лет, однако за этот срок я не слышал ни разу и ни от одного еврея здесь каких-либо разговоров об еврейских мотивах в творчестве В.Высоцкого.
По вашему мнению, как автора полемических заметок, галутным евреям больше нечего делать как выискивать еврейские мотивы в творчестве Владимира Высоцкого. Боюсь, что этим занимаетесь только Вы, Вы уже многие годы ведёте исследование творчества Владимира с целью написания сакраментальных некрологов к юбилейным датам. Мы любим в Высоцком и его русскую, и еврейскую половинку. Мы любим его творчество, его песни, его спектакли.
По Галахе, Владимир Семёнович не еврей. Но это ни на йоту не умаляет его талант. В Израиле он не был бы признан полноценным евреем. Воюй и погибни он, не дай Б-г, на земле обетованной, он был бы похоронен только за оградой еврейского кладбища, но не со своими погибшими еврейскими товарищами. А реши он вдруг жениться на еврейской красавице, ему пришлось бы ехать с ней на Кипр. Хуппа таким, как он половинкам, в Израиле не положена.
Отстаньте ж Вы от него хотя бы по этим причинам, дайте покойнику, наконец-то, свободу от ваших сомнительных измышлений.
Великий русский композитор, любимый всеми еврей, Ян Френкель, автор «Русского поля», «Журавлей» и многих других русских песен, не написал ни одной еврейской песни. Может Вы и ему напишите парочку полемических некрологов и выставите политические претензии? Благо, что его уже тоже с нами нет. Ну как Вам темка?
Независимо ни от чьего мнения, лично мне приятно, что Владимир Высоцкий имеет еврейские корни. Но навязывать ему какие-то было темы я бы не стал. Тем более посмертно упрекать его в чём-то.
При всём моём неоднозначном отношении к писателю, Дмитрию Быкову, могу сказать, что его лекция 2018 г. „Высоцкий как еврей“ (в You Tube), мне очень понравилась: к сожалению, здесь я могу позволить показать лишь один абзац из этой его лекции:
«Владимир Высоцкий - это человек, который называл себя русским, ощущал себя русским в 5 графе. У него был своебразный комплекс в той части евреев, которая могла бы хотя бы опереться на Израиль. Этого он себе позволить не мог хотя бы потому, что он связал свою судьбу с СССР и большинством его публики на обожание этой публики он рассчитывал. Эта публика была его защитой, его аудиторией, с ней он находил общий язык, в ней он черпал основу уверенности в себе. Он очень зависел от аудитории, от славы, от понимания аудитории и от диалога с ней и конечно чувство изгойства было органически не присуща ему, он по природе своей человек большинства…».
И последнее. Единственно за что мне можно поблагодарить Вас, Александр Шойхет, так это за то, что мне пришлось при подготовке этой статьи прочитать множество интересных статей и воспоминаний людей, которые когда-то были рядом с Владимиром Высоцким и искренне любили или уважали его. Но далеко не всё я смог здесь опубликовать. При этом, я узнал для себя дополнительно множество интересных исторических фактов об этом неординарном человеке, любимом миллионами живущих - о поэте, певце, актёре, режиссёре, Владимире Семёновиче Высоцком.
А закончу я эту статью словами великого поэта, Булата Окуджавы , написанные на смерть Владимира Семёновича Высоцкого:
«Не должно быть ни обожествления, ни хулы, - тем более, что обожествляют в основном либо восторженные невежды, либо сознательные спекулянты. А хулители? Как ни печально, это чаще всего стихотворцы, братья по цеху, не стяжавшие поэтических лавров, страдающие комплексом неполноценности, или же критики, отчаянно привлекающие к себе литературное внимание.»
25.07.2020
Dr. rer. oek. Anatoly Moldavsky