…и супер-фильм, конечно (давеча смотрел по ТВ-3 в «цатый» раз) Теперь они пребывают в неком «каноническом» единстве…
И с книгой, и с фильмом я внутренне связан вот уже много лет.
Разумеется, правы те, кто называет эпос Толкинена библией новейшего времени. Ибо в нем заложены все наши цивилизационные смыслы.
Наши - т.е. западные. Т.е. смыслы и собственно «людей Запада», и тех, кто себя сознает таковыми здесь, в России.
«Властелин колец» - это смысловая библия Запада, написанная христианином, который в свое «расШИРенное» сознание смело вобрал упоительный «языческий» космос. Высветил его любовью, а не отторг фанатически. Мне именно это сейчас особо интересно и важно: христианин выстроил светозарно-целостную (в том числе и в «языческом» смысле») картину мира, да, собственно - целый мир. Таким образом, Толкиен - это не вполне еще понятый, очень ценный феномен некоего нового сознания...
Да, Толкиен создал смысловую, поэтическую библию Запада - потому-то она в двусмысленной евразийской России так решительно делит людей на западников и ордынцев. Неспроста евразиец Владимир Карпец безошибочно углядел в ней не свое, чуждое. Неспроста он неустанно воинствует против Толкиена, против его мира (потрясающе обоснованно и стройно прописанного, кстати).
Карпец (и не он один) считает Толкиена русофобом, а его творение (и фильм соответственно) - чуть ли не идеологическим обоснованием для натовской агрессии против России. Вообще любопытна и весьма показательна готовность наших патриотов отождествлять себя с уродами-орками, а Россию - с Мордором. Очевидно, что в этом случае Толкиен выступает в качестве эффективного стимулятора самоидентификации…
Орки, как известно, по-Толкиену - это результат чудовищной деградации. Это существа, в силу определенных причин забывшие свое первородство. Главное деление, проходящее сейчас через Россию - это деление на тех, кто помнит свою цивилизационную, культурную, этническую связь с Западом, и на тех, кто эту связь забыл или не хочет помнить и даже проклинает ее. Я бы назвал эти две мега-группы русскими в новгородском понимании и русскими в московитском понимании. Неслучайно московит Карпец увидел (и справедливо) в толкиеновском королевстве Рохан - Русь (Рош, Рос, Рох), но только Русь прозападную, новгородскую, природно враждебную Орде-Евразии Мордора. Кстати, показательно само созвучие слов «Мордор» и «Орда»…
А теперь о фильме. Его появление и триумф, конечно, красноречиво говорят о том, что Запад, несмотря на все свои проблемы и пылкие пожелания российских патриотов, внутренне жив. Я уж не говорю о вопиющей «неполиткорректности» (вплоть до усмотренного леваками «расизма») этой киноэпопеи, ставшей сегодня настоящим манифестом смыслов Западной цивилизации…
Манифестом борьбы за эти смыслы.