Операция Смерша против Армии Краевой в 1945 г.

Nov 26, 2012 22:37

Оригинал взят у vladkharitonov в Операция Смерша против Армии Краевой в 1945 г.
Оригинал взят уvladkharitonovв Операция Смерша против Армии Краевой в 1945 г.

Россия не хочет прояснить дело облавы в Августове

Статья Вацлава Радживиновича опубликована в издании wyborcza.pl 23.11.2012


Гибы, 66-я годовщина облавы под Августовым.
Фото Агнешка Садовска/ агентство Gazeta
Нет оснований для реабилитации жертв самого большого послевоенного преступления против поляков - убийства 592 членов Армии Краевой советскими спецслужбами в 1945 г. - решил в четверг Московский Городской Суд.
За реабилитацию поляков, о которых даже не известно, где они похоронены, борется российское Общество Мемориал, занимающееся документированием преступлений коммунизма. Его заявления по этому вопросу отклонили по очереди Главная Военная Прокуратура, потом московский Районный Хамовнический Суд и вышестоящий по отношению к нему Московский Городской Суд.



Беседа с Никитой Петровым из Общества Мемориал

Вацлав Радживинович: Вы обратились с заявлением о реабилитации 14 аковцев сначала в Главную Военную Прокуратуру, потом в столичный Районный Хамовнический Суд и, наконец, в Московский Городской Суд. Три инстанции поочередно дали вам отказ. Почему?

Никита Петров: Основной аргумент лживый. Прокуроры из Главной Военной Прокуратуры уверяют, что нет никаких документов, подтверждающих, что против аковцев (участников Армии Краевой), схваченных Смершем (советской военной контрразведкой, действовавшей во время II мировой войны), велось уголовное расследование. А это должно означать, что нельзя утверждать, что они были репрессированы, поэтому для реабилитации нет оснований.

Когда-то эта же прокуратура утверждала, что документы все же имеются.

- Да, это было. Главная Военная Прокуратура Российской Федерации 17 лет тому назад подтвердила, что против поляков, схваченных во время облавы под Августовым, шло следствие, сохранились личные дела каждого из них, протоколы арестов и допросов.

Сегодня военные прокуроры все переиначивают, убеждая нас, что их коллеги в 1995 г. ошиблись и неправильно квалифицировали то, что хранится в архивах Федеральной Службы Безопасности.

А исследовать эти документы можно?

- Сегодня мы услышали от одного из военных прокуроров, что материалы засекречены…

Через 67 лет после событий под Августовым?

- Это не имеет значения. В соответствии с российским законодательством документы, связанные с репрессиями, вообще не могут быть секретными! То, что мы услышали, является просто лживой отговоркой. Прокуроры хотят с ее помощью спрятать все за семью печатями.

Как можно найти решение этой проблемы? Вы будете искать справедливость в Европейском Трибунале по Правам Человека?

- Пока нет. Попробую еще раз обратиться к российским судам. Я буду добиваться предоставления доступа к папкам личных дел не 14, а, может быть, трех выбранных жертв 1945 г. - тех, о которых мы знаем больше всего.

Я знаю, что на их основе без труда можно доказать, что эти люди были арестованы из-за того, что были аковцами. Так, наверняка, написано в протоколе задержания. А если человек сидел по политическим причинам, то, в соответствии с нашим законом, имеются основания для его реабилитации.

Такие случаи были?

- Да. Шведский дипломат Рауль Валленберг, похищенный в конце II второй мировой войны в Будапеште, был реабилитирован именно по таким основаниям. До сего дня не удалось отыскать его показаний, протокола ареста, мы не знаем, как и когда он был убит или умер.

Но имеются доказательства того, что он был задержан советскими властями. И этого оказалось достаточно, чтобы признать его невиновной жертвой политических репрессий. В случае жертв облавы под Августовым в архивах ФСБ, наверняка, сохранилось значительно больше документов, чем по делу Валленберга.

Трудно понять, зачем России эта ссора? Почему Москва не откроет архивы, не объяснит раз и навсегда все, включая то, где Смерш убил и похоронил арестованных аковцев?

- Хороший вопрос. Хотелось бы получить на него ответ. Зачем скрывать, увиливать… И не только в этом деле.

Ведь ключевые материалы, касающиеся катыньского следствия, проведенного нашей военной прокуратурой, тоже секретные, хотя уже давно все ясно. Все же облава под Августовым и катыньское преступление являются делами одного и того же порядка.

Отклики польских читателей на статью Вацлава Радживиновича вы сможете прочесть в завтрашней записи
Previous post Next post
Up