В МЕТАФОРЕ СОКРЫТА ИСТИНА

Aug 11, 2008 00:39



Это высказывание принадлежит Энтони Эйтос. Мне нравится искать истину :) и поэтому люблю покопаться в книжках и найти в них интересные метафоры, аналогии. Вот и в этот раз, после прочтения книги "В поисках совершенства" Томаса Питерса и Роберта Уотермана представляю на Ваш суд соответствующую подборку. Но прежде размышления бывших консалтеров из McKinsey о роли метафор.

Самым очевидным свидетельством того, что ведущие мыслители теории управления полностью отмежевываются от своих прежних воззрений, является смена метафор. Самым горячим сторонником этой смены метафор был Карл Уэйк, который утверждал, что привычные военные метафоры жестко ограничивают нашу способность здраво мыслить об управлении: "У организаций имеется персонал и определенная иерархия подчиненности. Они разрабатывают стратегию и тактику. Организации атакую конкурентов, рекрутируют в свои ряды лучших управленцев. Они решают проблемы "закручивая гайки", укрепляя дисциплину..., т.е. примерно то же самое, что делают в армии, когда она сталкивается с определенными проблемами".

К новым метафорам, согласно Уэйку и Марчу, относятся "навигация", "игривость", "качели", "дикие племена", "чемпионы", "бутлегерство"...

В языке эскимосов, в отличии от языка, на котором разговаривают, например, британцы или американцы, есть много слов, описывающих разные виды и состояния снега, поскольку точное описание состояние снега жизненно важно для повседневной жизни, выживания и самой культуры эскимосов. Если какая-либо организация действительно намеривается ориентироваться на людей, ей понадобиться много слов, описывающих то, как люди должны относиться друг другу.

Наиболее впечатляющими из всех характеристик языка, которым пользуются Успешные компании, являются фразы, которые повышают фразы, которые повышают статус рядового работника. Возможно, это звучит достаточно банально, но такие слова, как "помощник" (Wal-Mart), "член команды" (McDonald’s) и "член состава исполнителей" (Disney), описываю огромную важность каждого сотрудника успешной компании.

А теперь сами метафоры:

  • Бельгийский художник-сюрреалист Рене Магритт написал несколько полотен, на которых изображены курительные трубки, и подписал их Ceci n'est pas une pipe ("Это не трубка"). Изображение вещи - это не сама вещь. Точно так же как организационная схема компании - это не сама компания, а новая стратегия не есть панацея от корпоративных бед.

  • Джеймс Марч считает, что организациями нужно управлять как парусными судами, а не как автомобилями, и что эффективность лидера зачастую зависит от его способности тщательно дозировать и распределять по времени свое вмешательство, добиваясь того, что сила естественных организационных процессов сама усиливала эти вмешательства до требуемой величины, а не ослабляла их.
  • В GE эксперементирование иногда называют "бутлегерством". Практически каждый крупный прорыв, совершенный GE, уходит своими корнями в "бутлегерство". Это системы с утечками - многим людям требуется тот или иной способ добывания денег и манипулирования бюджетами для выполнения своих "левых" программ. Ту же особенность находят у 3М и IBM.

Что Вам больше всего понравилось из сказанного?

Предыдущие подборки метафор из книг:

ge, McDonald’s, эмоциональный интеллект, книги, walt disney, метафора

Previous post Next post
Up