КРАФТОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Feb 08, 2017 07:07



В одном фильме, описывающем Средневековье, была показана сцена: главный герой, чтобы заработать денег, сшил сапоги и понес их на рынок продавать. Подобной ситуации в то время в принципе произойти не могло. Размеров обуви как таковых не существовало, они появились, когда развилось массовое производство. В те времена обувь шилась только под заказ, на конкретную ногу, исходя из требований конкретного заказчика. Мы постепенно двигаемся в этом направлении - это первый тренд.

Мне показались очень интересными, хоть и не бесспорными, мысли Павла Данейко - одного из создателей и в экс-ректора Moscow Business School. Он считает, что эпоха масс-маркета подходит к концу. Как в свое время происходила индустриальная революция, сегодня грядет революция крафтовая. Предвестники ее уже видны повсюду. Вспомните автостроение в середине XX века: машины одной серии, сходящие с конвейера, были совершенно одинаковые. Сейчас, заказывая авто, вы собираете настоящий набор Lego, техника тщательно кастомизируется именно под вас, ваши желания. По моему мнению, машины похожи все друг на друга не только дизайном, но и начинкой. Но зато какая иллюзия выбора, какая степень эмоциональной вовлечённости в процесс создания "собственного продукта"...

Возможно, что уже через 10-15 лет люди практически откажутся от магазинов одежды в их традиционном понимании. Скорее всего, вы будете заходить на некий сайт, указывать свои размеры, ткань, особенности кроя и в итоге получать изделие, созданное специально для вас. Конечно такое будет, люди обленятся на столько, а компании им помогут в этом созданием, например, виртуальных примерочных и консультантов, что процесс выбора и покупки будет происходить в рамках квартиры, а с доставкой справится российский филиал Amazon. Но причём тут смерть масс-маркета? То, что сегодня получается с пивом, не факт что произойдет с одеждой.

Тренд второй - снижение цен на все. Из экономической цепочки, в той же банковской сфере, все чаще исключается самое дорогое - экспертиза. То есть если раньше был необходим специалист, который вначале находил, у кого взять деньги, а после - кому их выдать, то сегодня ситуация меняется в корне. Представьте, что у нас в полную силу работает блокчейн, а это рано или поздно случится. Мы знаем о кредитных историях друг друга, в любой момент можем изучить характеристику заемщиков, видим в свободном доступе сразу несколько экспертных оценок состояния рынка. Плюс к этому - договоры в блокчейне заключаются мгновенно и так же молниеносно исполняются. Возникает вопрос: зачем нам посредники? Мы можем находить финансирование самостоятельно, и краудфандинг уже давно показывает, насколько действенна эта модель.

Тренд "все будет дешево" связан и с процессами, которые сегодня происходят, например, с Uber. Компания ликвидировала целую группу администраторов-посредников, заменив их надежным программным кодом. Говорят, что вскоре Uber также может уйти в блокчейн, тогда штат работников сократится еще больше, все административные расходы сократятся почти до оплаты хостинга. Уверен, что вы слышали, что Греф хочет заменить своих юристов на роботов и убирает мелкие отделения. Но врят ли это снизит стоимость кредитов в СБ :(

Важно отметить, что в этих историях зарабатывают в первую очередь люди, которые придумали проект, проявили инициативу, а не некие абстрактные капиталисты.

И наконец, третий тренд - резкая дифференциация доходов в мире, можно сказать - возвращение к некой феодальной структуре, когда есть очень небольшая группа по-настоящему богатых людей, множество бедняков, а так называемый средний класс вымывается. Все большему количеству его представителей подобная ситуация не по душе, и они уже начали предпринимать активные действия, чтобы ее исправить. Крупные корпорации просто исключают из многих цепочек.

Рано или поздно наберется критическая масса таких моделей малого бизнеса и они создадут серьезную конкуренцию масс-маркету. Крупные компании уже понимают неизбежность этих процессов и вынуждены трансформироваться. Даже сейчас они стремительно сокращают численность своих сотрудников. Компания Ericsson с начала 80-х "похудела" в разы, и при этом объемы продаж у них выросли. Если вы думаете, что в Zara или H&M работает бездна людей, то вы глубоко ошибаетесь. Эти компании также сокращаются, оставляя под непосредственно своим контролем основные элементы, и передают многие функции на аутсорс. А это значит, один большой бизнес-процесс дробится на множество малых, успешно кооперирующихся друг с другом. Интернет сейчас позволяет передать многие функции удаленным специалистам, и это стоит дешевле, чем нанять отдельного сотрудника. Мне известны единичные случаи, когда аутсорсеры вырастали до значимых игроков. Например, когда компания Dell обратилась в маленькую тайваньскую компанию с предложением о сотрудничестве, никто даже не мог предположить, чем это обернется в будущем. Теперь Asus диктует правила игры. Чаще всё наоборот, процесс роста аутсорсеров контролируются гигантами, держа их в черном теле.

На вершине Forbes уже не толстые капиталисты с сигарами и в цилиндрах, а парни в майках, джинсах и черных водолазках. Мы видим, как умники-очкарики становятся миллиардерами, и они совершенно по-другому относятся к деньгам и инвестициям. Что еще немаловажно - они совершенно иначе относятся к сотрудникам. Вы слышали когда-нибудь о профсоюзах программистов, которые сидят на переговорах с Биллом Гейтсом? Думаю, что нет. И в новом мире такого не будет, потому что людей в нем нанимают не массово, но каждого в отдельности, оценивая качества каждой личности.

Возможно, вам это покажется фантастикой, но очень скоро крафтовая революция уничтожит фабричное производство. Наконец избавившись от него, мы уйдем в общество гораздо более свободное, технологичное, мобильное и самодостаточное. Думаю, что это заблуждение. Когда машины будут полностью контролировать наши покупки, веб-сёрфинг, они научатся читать наши хотелки на раз-два. А значит найдутся и те, кто захочет манипулировать/контролировать нами.

потребители, тренды, digital, Гарна Спорт, риски, zara, будущее

Previous post Next post
Up