НЕМНОГО ТЕОРИИ О РОСТЕ

Jun 30, 2015 10:40



Прикольная вещь эта классика.

Мы её все любим, но как говорил Марк Твен, никто не любит её читать. Редкий выпускник бизнес-школ не слышал о Теодоре Левитте. Это касается и меня. Занимаясь изучением опыта революционеров, посягнувших на отраслевые правила, мне на глаза попадалось много разных и интересных бизнес-историй, и казалось, что осознанное нетрадиционное поведение игроков на рынке началось совсем недавно, ну, где-то четверть века назад. А тут попадается мне ссылка на статью Левитта в HBR, аж от 1960 года, где он пишет:

"На самом деле такой вещи, как растущая отрасль, не существует… Есть только компании, организованные и направляемые так, чтобы создавать благоприятные возможности для роста и использовать их. Отрасли, которые считают, что находятся на коне некого автоматического двигателя роста, неизбежно откатываются в стагнацию".

Для меня тут несколько примечательных моментов. Во-первых, планирование во многих компаниях, в которых я работал, часто выглядело так - отрасль растёт 15% в год, нам надо расти больше отраслевых темпов, например 20%. За счет чего? Обычно новые города присутствия, новые клиенты. Экспансия в чистом виде. К чему это может привести умным людям было известно полвека назад… И когда в бюджет следующего года вы будете закладывать свой рост, сверьте свои драйверы роста с отраслевыми. Совпадают? Отстой!

Второй примечательный момент заключается в том, как формируется вознаграждение руководителя предприятия. О том, за что я получаю в ГК Стайер, я писал пару лет назад. Моему партнёру, да и многим моим друзьям объявленный подход показался неадекватным :). А оказывается, с точки зрения гуру менеджмента - это единственно верное решение. Получать основное вознаграждение СЕО должен не в виде высокого оклада или квартальных бонусов за рост продаж или за освоение новых городов… За рост чистой прибыли и только по концу года. Как минимум, это позволяет в течение года быть параноиком относительно своей бизнес-модели, заставляя постоянно думать об её усовершенствовании.
Источник: T.Levitt, Marketing myopia, Harvard Business Review, июль-август (1960).

стратегия, успех, теория, фраза, антикризис

Previous post Next post
Up