Сегодня - время раскрыть нового капитана в "голубом океане".
Рассмотрим, как Андрей Кривенко, владелец брэнд "
Избенка", поменял правила игры продуктовых ритейлеров, что из этого вышло.
Устранение несправедливости. Для большинства сетевых ритейлеров самыми "вкусными" характеристиками поставщика является известность на рынке его продуктов и большой срок их годности. Качество и польза для здоровья - вопрос вторичный. Впрочем, крупным производителям тоже нет смысла выпускать продукты без консервантов: наладить их масштабный сбыт нереально. Хотя многие потребители хотели бы покупать продукты, где не используются консерванты, усилители вкуса и прочие достижения современной химии, найти в магазинах молоко или йогурт со сроком хранения три-пять дней непросто. На этом противоречии и решил сыграть Андрей Кривенко, владелец брэнда "Избенка".
Результат. Наши граждане в течение года потребляют в среднем 230 кг молочных продуктов. Европейцы съедают в два раза больше. Представляете, какой большой потенциал рынка, особенно для свежих продуктов?... Три года назад Андрей, использовав
один из поводов начать стартап (уволился с работы), нашел своего первого правильного производителя молочной продукции "из под буренки" в Калужской области. Сегодня число поставщиков уже несколько десятков. Это небольшие районные производители, чью продукцию местные жители воспринимают как премиум-класс.
Стратегия голубого океана, в основу которой положено бережливое производство, позволила не тратить силы на конкуренцию и создать отличный бизнес. За три года Кривенко создал первую и крупнейшую в России сеть по продаже свежих молочных продуктов "Избенка". В сентябре 2012 года в нее входили 140 торговых точек в Москве и Подмосковье. Оптимальным оказалось размещение в торговых центрах и в супермаркетах. Ежемесячно открывается около десяти "Избенок" (месячная аренда каждой от 60 до 100 тыс. руб.). С такой же легкостью он их и закрывает, если за несколько недель они не выходят на ежемесячный оборот 1 млн руб. Если каждая точка приносит ежемесячно более миллиона выручки, то годовой оборот сети в этом году приблизится к 2 млрд руб. При этом за "Избенками" почти нет активов: все помещения в аренде, весь транспорт - на аутсорсинге.
первоначальный вариант
У одних проблема, у других - возможность. Торговля молоком - рентабельный бизнес лишь на первый взгляд. Сырое молоко заводы покупают по 15 руб. за литр, переработанное и упакованное продают рителейрам почти в два раза дороже, те ставят его на полку, прибавляя, как минимум 50%. Стоимость литра молока от "Избенки" 52 руб. Это дороже, чем раскрученные "телевизионные" брэнды. Но затраты на аренду торговых площадей и персонал съедают почти всю рентабельность.
Скоропортящиеся продукты - головная боль любого ритейлера, но Кривенко удалось обернуть эту проблему в свою пользу. Он написал софт, который позволяет прогнозировать спрос на основе предыдущих продаж по каждой точке и по каждой позиции. В итоге 70% товарных запасов "Избенки" продается в первый же день, оставшиеся 30% - на следующий. Для сравнения: в среднем "магазине у дома" за сутки оборачивается лишь около 10% всего ассортимента. Между тем производители традиционно дают ритейлерам отсрочку платежа 10-14 дней…
На этом разрыве держится финансовое благополучие компании. Фактически развитие сети финансируется поставщиками. Денежного потока, который постоянно растет, хватает для открытия новых точек. На запуск первых "Избенок" Кривенко тратил 100-150 тыс. руб. Сейчас около 300 тыс. руб., так как средняя торговая площадь увеличилась в два раза до 10 кв.м. Эта же модель диктует условия роста: затраты на открытие торговых точек обязаны быть небольшими, а выходить в плюс они должны очень быстро. Правда такая стратегия напоминает езду на велосипеде: нельзя сбавлять скорость - упадешь. При спаде продаж у компании может возникнуть кассовый разрыв, который нечем будет закрыть...
"текущий" вид точки
Продукт. В "Избенках" качество продукции сразу поставили во главу угла. Первый обман поставщика и Кривенко стал проверять всех поставщиков ежемесячно, а также внедрил систему работы с браком, напоминающую "Бриллиант" в Lean Production. В небольших продуктовых магазинах стоимость просроченного или испорченного товара часто вычитают из зарплаты продавца, поэтому тот должен придумать способ, как его все-таки сбыть. В "Избенке" система обратная: продавец, нашедший брак, может рассчитывать на прибавку к зарплате.
Логистика. Каждый день десять грузовиков поставляют продукцию в два распределительных центра компании на западе и востоке Москвы. После этого 20 "Газелей" развозят товар по точкам. Все это происходит ночью и ранним утром, когда нет пробок. Андрей первым выстроил систему, когда молоко от коровы до прилавка попадает за один день, и это совпало с волной спроса: люди явно устали от телевизионных брэндов и искали простые и свежие молочные продукты.
Сотрудники. На сотрудниках Кривенко не экономит. Зарплата его продавцов - около 50 тыс. руб. в месяц, тогда как столичный ритейл предлагает продавцам в среднем 28 тыс. руб. Главное требование - "любовь к людям". Как-то Андрей провел опрос покупателей. Выяснилось, что 30% клиентов пришли в "Избенку" по рекомендации знакомых, 50% посещают эти торговые точки почти каждый день. Основные клиенты - молодые мамы с маленькими детьми и женщины за 50-60. Если им хамить и не улыбаться, то они не только больше не придут в магазин, но и расскажут всем знакомым.
Продвижение.
Сарафанное радио сработало. На рекламу Кривенко не тратился, но не в интернете. "Избенка" первой из продуктовых ритейлеров рискнула сотрудничать с купонными сервисами. В акции на BigBuzzy в 2011 году участвовали 3,2 тыс. человек, которые покупали купоны на набор молочной продукции. Кроме того, компании удалось создать оживленный форум, где покупатели активно обсуждают работу "Избенки". Организованы группы в соцсетях: около 8 тыс. участников в "
В контакте" и примерно 2730 в
Facebook. Для сравнения: страничку "Перекрестка" "залайкали" всего 1,4 тыс. пользователей.
Следующая картинка - пример, мимо которого я не смог пройти. Он показывает, что
дарить людям подарки - это клево!
Обратите внимание, что "бюджет подарков не ограничен". Я тоже мечтаю об этом, но у меня нет двух миллиардов годового оборота, пока... Чем меня подкупает проект Андрея Кривенко - он социален: культура производства и культура торговли во имя потребителя, плюс подтягивание самого потребителя к основам культуры здорового питания. Это пример этического бизнеса! О других подробностях проекта читайте в журналах "
Эксперт"(2011) и "
Секрет Фирмы"(2012).
p.s. Кривенко хочет повторить успех уже с продуктовыми магазинами широкого профиля: в июне 2012 года он открыл четыре магазина "Вкусвилл", где продается не только молочная продукция, но и хлеб, мясо, соки, овощи.
Начало здесь