Хитрый вопрос из позавчерашнего поста: "Почему произошло падение стоимости акций компании Amazon.com?" - имеет простой ответ. Но сначала еще несколько цифр для усиления картинки. Итак, прогнозы на 2008 год инвесторов также не радовали. Компания ожидала суммарную выручку на уровне между 18,75 и 19,75 миллиарда долларов - рост на 26-33%, по сравнению с 2007 годом. Доход предполагается на уровне от 785 до 985 миллионов долларов - рост на 20-50%, по сравнению с 2007 годом. Звучало неплохо, однако инвесторы ожидали еще большего. Свое разочарование прогнозами они выражают просто - избавляются от акций. С начала января 2008 года цена акции AMZN упала на 23%.
Главное обвинение, которое предъявляли компании: Amazon.com больше заботится о потребителях, чем об инвесторах. Акционеров не устраивали даже такие высокие темпы роста. Они считали что компания слишком увлеклась продажей товаров с низкой текущей прибылью, например, электроникой и прочим смешанным ассортиментом, и, к тому же, предлагает бесплатную доставку и скидки. Ситуация полностью аналогична той, что была с компанией в 99 году, когда капитализация компании так же резко рухнула. "Мы всегда говорили, что готовы пожертвовать краткосрочной прибылью, чтобы генерировать долгосрочную приверженность своих клиентов. - говорила Джой Кови (Вице-президента по стратегии). Я думаю, что инвесторы накажут нас, если мы отклонимся от этого правила. Сейчас они видят, что мы принимаем решения, совместимые с нашими заявлениями.
Отмечу, что основную деятельностью корпорации мало кто уже считает, как розничная торговля книгами или дисками. Amazon.com предоставляет электронные услуги массовому потребителю, помогающей своим клиентам определить, что именно они хотели бы приобрести (будь то книги, компакт-диски, видео, или любая другая продукция) и позволяющей приобрести эту продукцию по разумной цене и с минимальными усилиями. Это универсальный бизнес по предоставлению услуг электронного распространения товаров. Не видно ни одной причины, по которой корпорация может ограничиться лишь продажей книг или музыкальной и видео-продукции, а не скажем продуктами питания.
Сравните три основные бизнес-модели продаж: прямые продажи, традиционная розничная торговля и оптовая торговля. Модель, используемая компанией Amazon.com напоминает модель прямых продаж, применяемую известным производителем компьютеров - корпорацией Dell, а не методы, избранные, например, Barnes&Noble - розничным книготорговцем, или Ingram Micro - крупной компанией оптовой торговли. Для тех, кто беспокоится о рентабельности компании, напомню, что чистая прибыль компании Dell составляет лишь 8% от объема продаж, тогда как у компаний Barnes&Noble и Ingram Micro эти показатели составляют 2% и 1%, соответственно. Да и какой, действительно, книжный магазин или сеть выросла за последние десять лет с 50 тысяч долларов до 20 миллиардов? Только Amazon.com. А это без любви к потребителю не возможно, за что инвесторы компанию и решили наказать :(
А как Вы считаете, можно переамазонить Amazon? Вопрос не праздный, я готовлю кейс по этому случаю. Мне интересно Ваше мнение на этот счет.
Покупки в Амазоне: полное руководство для россиян