Прочитал вторую книгу Эриха Фромма, она же и последняя в его творчестве. Философ четко разводит понятие "иметь" - относится к вещам, и понятие "быть" - относится к переживаниям. Тема для меня знакома. До этого мною была прочитана по этой теме другая книга - Тим Кассер «
Быть или иметь? Психология культуры потребления». Ее можно считать продолжением исследований по данной тематике, которые проводил Фромм. Обе книги в совокупности представляют собой изучение материалистического отношения к жизни, которое превратилось в настоящее время в единственный смысл человеческого существования.
Индустриальный век не сумел выполнить своих обещаний. Все больше людей приходят к пониманию того, что счастье и всеобщее благоденствие не могут быть достигнуты путем безграничного удовлетворения всех потребностей, как объективных, так и субъективных. Практика жизни, основанная на радикальном гедонизме, привела современное общество успешных государств к очередном тупику, как это было у древних греков, патрициев Рима, элиты Ренессанса, в последующем у буржуа, а сегодня у среднего класса. Ни безграничное наслаждение, ни другие его респектабельные формы в виде «расслабления», «радостного отдыха» после тяжелого трудового дня не ведут к счастливой жизни. Страсть обладания ведет к эгоизму и борьбе, в том числе и классовой.
Идеология потребительства сильно повлияла на искажение смысла существующих понятий и придумывание новых сущностей. Людям стало недостаточно обладать вещами. Действия и процессы вместо глагола все чаще выражаются существительными с добавлением к нему единственного глагола - «иметь». Конструкция «это относится ко мне» заменяется «я имею». Вместо «я хочу» - «у меня есть желание». Вместо «меня беспокоит» - «я имею проблему». Вместо «я счастлив» - «у меня счастливая жизнь». Кстати, в русском языке эта конструкция особенно выглядит не естественной, так как у нас вместо «я имею» используется безличная форма «у меня есть».
В этом смысле интересно наблюдать за вызовами в соцсетях типа "Прочитать 100 книг за год". Для людей обладательного типа главное повысить статус, для человека экзистенциального типа главное - углубление знаний. По мне вместо утвердения "я почитал 100 книг" лучше продемонстрировать 100 классных идей, которые родили еще 100 идей.
Не трудно заметить, как любовь, счастье, как и другие чувства и эмоции, отчуждаются от человека, наделяются самостоятельным бытием, как отдельная сущность, превращаются в некую субстанцию. В результате человек перестает быть активным, творцом своих чувств. Личное "Я" заменяется безличным объектом обладания.
Современные потребители легко скажут про себя: я есть то, чем обладаю, что потребляю. Чтобы стать счастливым люди думают, что надо просто иметь счастье, а не достигать его, переживать. Будучи счастливым или влюбленным человек на самом деле ничем не обладает, наоборот, чувства овладевают человеком.
Мы говорим, что счастье у каждого человека свое. И если людей можно условно разделить на две группы относительно модуса обладания и бытия, то и счастье бывает двух типов. Человек обладательного модуса видит счастье во владении материальными ценностями (богатство), осознании своей власти (должность), превосходстве над другими (престиж) и пытается перенести свое желание владеть в том числе на нематериальные ценности, такие как эмоции, чувства. Но они ему не нужны, они только мешают рыночной личности в достижении главной цели, а значит ни о каких глубоких отношениях речи не идет. Успех в жизни видится как результат удачной продажи себя и тогда человек думает не о счастье, а о своем товарном виде. Он постоянно подстраивается под принцип: "Я таков, каким ты хочешь меня купить".
Люди экзистенциального склада рассматривают свое счастье в любви к людям, помощи и жертвенности, развитии творческого начала. Активность в качестве характеристики таких людей относится не только к поведению, но и к личности, т.е. к качеству духовной жизни. Положение своими главными целями власть, деньги и успех парализует духовность и препятствует развитию человеческой личности.
Успешные троечники, которых многие СМИ ставят в пример остальным, наряду с упорством и настойчивостью, страстью к порядку обладают, как правило, низкой эмоциональной гранулярностью и движимы жадностью владения и власти. Такие люди слабо воспринимают чувства окружающих их людей, и не даром считаются эмоциональными вампирами. Достаточно вспомнить их прозвища, которыми награждают их коллеги, типа «Токсичный Джобс».
В реальности не бывает только черного и белого, в человеческой природе заложены черты как потребительской, так и экзистенциальной ориентации. И бытие человека будет определять его сознание, а счастье, как пламя освещает глубину его бытия.
Эрих Фромм. Иметь или быть? М: Издательство АСТ, 2019. - 320 с.