МУКА, СМЕСИ, ТОРТЫ ИЛИ ПРАЗДНИК?

Dec 12, 2020 11:03



Прочитал книгу Роберта Дью и Сайруса Аллена "Клиентский опыт: Как вывести бизнес на новый уровень". Книга интересная и отзыв еще впереди, а пока себе на заметку запоминающие "куски". Ниже пример того, как менялось ценностное предложение, на примере праздничных тортов. Это пример о том, как потребители «передавали» свои пожелания от одних отраслевых игроков другим и вообще в другую отрасль. Видеть свой бизнес е в данный момент, а в исторической перспективе замечательное качество бизнесмена.

В 1940-х гг. хозяйки, как правило, сами их стряпали из соответствующих ингредиентов, и затраты исчислялись центами. Рыночный успех определялся воспринимаемым качеством ингредиентов (т. е. преимуществами в глазах покупательниц), их доступностью и ценой.

После Второй мировой войны в женщинах стали видеть полноценную рабочую силу, и теперь у них было куда меньше свободного времени. В 1960-е гг. в продаже появились готовые смеси для тортов (например, White Wings в Австралии или Betty Crocker в США) по цене в несколько долларов. И хотя пакеты со смесью стоили в 10 раз дороже, чем входящие в нее ингредиенты по отдельности, они экономили время, и хозяйки могли по-прежнему печь торты самостоятельно. При этом рынок продаж ингредиентов никуда не делся (хотя и сократился в объемах). Но никакие ингредиенты, даже лучшие в мире, даже бесплатные, не могли бы соперничать на новом рынке с готовыми смесями для тортов.

В 1980-х гг., когда экономика взяла курс на сервис, а у людей стало еще меньше свободного времени, женщины (и мужчины, кстати, тоже) стали заказывать или покупать готовые торты в магазинах. И снова их стоимость была в 10 раз больше, чем готовых смесей для тортов, но многие хозяйки уже не умели печь торты, а даже если бы и умели, то им было жаль на это времени. Рынки ингредиентов и готовых смесей для тортов и на этот раз никуда не исчезли, но было невозможно конкурировать с услугами по выпечке тортов.

Однако потом, начиная с 1990-х гг., спрос опять поменялся - родители начали устраивать дни рождения своих детей в сетевых фастфудах или заведениях семейного формата. Рынок снова сменил вектор - теперь уже в сторону собственно празднования дня рождения. А самое смешное, что при организации вечеринки по случаю дня рождения (которая обходится раз в десять дороже готового торта) сам торт заведение зачастую предоставляет бесплатно. Со временем практически любой рынок сталкивается с одной и той же тенденцией перехода от количественного спроса («мне нужно испечь торт ко дню рождения») к качественному («мне нужно, чтобы мне устроили праздник»).

Привлекательные цены, эффективный брендинг, удачные разработки - все это имеет огромное значение, но легко копируется конкурентами, а главное становится малозначимым при смене поведения потребителей, его ценностных установок. Повышение качества клиентского опыта CX при изменении потребностей людей является одним из эффективных решений, тем умением, которое непросто скопировать и с которым легко оставаться в фарватере потребительских предпочтений.

стратегия, потребители, конкурентная борьба, ценности для потребителя, мэйн-стрит, книги, клиентоориентированность

Previous post Next post
Up