О чём молчит наша Родина? Славянофилы: идея славянского возрождения

Jul 07, 2013 12:07



4 июля, 2013. В летнем городе всё ещё было светло и душно, несмотря на вечер.
Июльское солнце нагрело каменные стены, и жара не собиралась покидать город вместе с солнцем.
В деревню я приехал уже поздним вечером, солнце уже прикоснулось к горизонту и освещало небо и озеро
нежным  розовым светом, В  избе было прохладно, но мы здесь не задержались, а  вместе с весёлым псом, Йошкой (тёзкой бывшего германского министра охраны окружающей среды) спустились к озеру.
Тихо.
Казалось, в деревне никого нет. В светлом зеркале озера отражалось розовое небо.
И мы плыли с собакой, между небом и землёй, поглядывая друг на друга и вникая в сущность этого мира.
Мира воды и неба.
Мира Солнца и Земли.
Мира человека и зверя.


СЛАВЯНОФИЛЫ.  ИДЕЯ  СЛАВЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
И я снова вернулся в необыкновенное прошлое России. Но не в потрясённый революциями, войнами,
отравленный ненавистью прошлый век, а в ещё более далёкое прошлое, в славную эпоху рождения
и  расцвета великой русской литературы, русской мысли, русской философии.
Именно в XIX веке русское слово, русская литература проявились как всемирное явление.
Государство, монархия определило свой вектор, свое силовое поле известной формулой:
«самодержавие + православие + народность».
При этом традиционно сохранялось доминирование государства над церковью. 
В общественной сфере взаимодействовали три направления, три турбулентности, три силы:
православие, славянофилы, интеллигенция.
Православная религия  потрясает своей претензией на всемирность, ясно выраженное
Старецем Филофеем ещё в XV веке.
1. «Москва - третий Рим, а четвёртому не бывать»
2. "Второе Пришествие Господа Иисуса Христа свершится именно в России,"

Но я вернулся в XIX век и попытался понять сущность противоречий  славянофилов и интеллигенции.
Кто они, славянофилы? Проще назвать некоторые имена и каждому дать слово:

А.С. ПУШКИН. В письме к Чаадаеву он сообщил (13 октября 1836 года): «Хотя лично я сердечно привязан к государю,
я далеко не в восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, как литератора - меня раздражают,
как человек с предрассудками - я оскорблён, - но клянусь честью, что ни за что на свете
я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков,
такой, какой нам  бог её дал».

Н.В. ГОГОЛЬ (1809-1852): «Как вследствие тех способностей, какие у меня есть, я могу быть нужен и полезен России?»
«Но именно из-за отсутствия «гордости чистотой своей» наш народ и может надеяться на воскресение Христа,
как на праздник своего будущего, ибо «есть в нашей природе то, что нам пророчит это.
Уже самое неустройство наше нам это пророчит. Мы ещё расплавленный металл, не отлившийся
в свою национальную форму, ещё нам невозможно выбросить, оттолкнуть от себя  всё неприличное
и внести в себя всё, что уже невозможно другим народам, получившим форму и  закалившимся в ней»
«…Монастырь наш - Россия"
«…Велико незнание России посреди России… Всё живёт в иностранных журналах и газетах, а не в земле своей.
Город не знает города, человек человека: люди,  живущие за одной стеной, кажется, как бы живут за морями."

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1891).  «Народ наш заключает в душе своей склонность к всемирной отзывчивости и всепримирению.»
«Я просто только говорю,  что русская душа,  что гений народа русского,  может быть, наиболее способный
из всех народов вместить в себе  идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда,
прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречие.
Это не экономическая черта ..., это лишь нравственная черта, и может ли кто оспорить, что её нет в народе русском?"
«Утверждать же, что нищая и неурядная земля наша не может заключать в себе столь высокие стремления,
пока не сделается экономически и гражданственно подобною Западу - есть уже просто нелепость.
Основные нравственные сокровища духа, в основной сущности своей по крайней мере не зависят от экономической силы.
Наша нищая неурядная земля, кроме высшего слоя своего, вся сплошь, как один человек.
Все восемьдесят миллионов её населения представляют собой такое духовное единение, которого конечно в Европе нет
и не может быть, и, стало быть по сему одному нельзя сказать, что наша земля неурядна, даже в строгом смысле,
нельзя сказать, что и нищая.»
«И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы выстроили это здание,
согласились бы сами принять от вас такое счастье, если в фундаменте его заложено страдание, положим,
хоть и ничтожного существа, но несправедливо и безжалостно замученного, и,
принимая это счастие, остаться навеки счастливым?»
«…Ибо что такое сила духа русской народности, как не стремление в конечных целях своих
ко всемирности и ко всечеловечности?»
(После Петра). «Мы разом устремились тогда к самому  жизненному воссоединению, к единению всечеловеческому.»
«Мы не враждебно  (как казалось должно бы было случиться), а дружественно, с полной любовью
приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий,
умея инстинктом, почти с самого первого шагу различать, снимать противоречия, извинять и примирять различия,
и тем уже выразили готовность и наклонность  вполне русским, нам самим только что объявившуюся и сказавшуюся.
Ко всеобщему общечеловеческому воссоединению со всеми племенами великого арийского рода.
Да. Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским,
стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей,
всечеловеком, если хотите. О всё это славянофильство и запдничество наше есть одно только недоразумение,
хотя исторически необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего арийского племени так же дороги,
как и сама России, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность,
и не мечом приобретённая, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей.»
«Что же, разве я про экономическую славу говорю, про славу меча или науки ? Я говорю о братстве людей
и о том, что ко  всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть,
изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы сего в нашей истории, в наших даровитых людях,
в художественном гении Пушкина. Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю
«в рабском виде царь небесный исходил благословляя». Да и сам он, не в яслях ли родился?»

Время от времен и это слова должны сейчас звучать в кругу русских. Во-первых это свидетельства великой эпохи,
полной достоинства и надежд. Это голос России.
Тем более, что брёвна, из которых собрана наша изба, тоже родом их XIX века.
Некоторые строки нужно читать вслух, чтобы привыкнуть к свободе и величавости русской прозы.



См. Москва. Русская идея/ Составитель и автор вступительной статьи М.А. Маслов. - М.: Республика,  1992 - 496 с.
 

человек = вселенная, XIX век, Пушкин, Россия, Гоголь, Достоевский

Previous post Next post
Up