Страница истории.160-летие открытия Японии коммодором Мэтью Перри с его «чёрными кораблями»…

May 20, 2014 22:35


После долгого периода самоизоляции эпохи Токугава, в 1854 г . произошло так называемое «открытие» Японии американской эскадрой коммодора Мэтью Перри.

Коммодор Мэтью Кэлбрейт Перри (1794-1858)
Для того времени событие было поистине грандиозное, и в этой связи интересно знать, что за человек командовал американской эскадрой, и каковы были интересы США в открытии этой восточной страны.

В портовом городе Хакодате местные жители отметили сегодня 160-лет со дня прибытия коммодора военно-морских сил США и его так называемое флотилии "черных кораблей", которые, по сути, открыли Страну восходящего солнца для всего остального мира.

Торжественная церемония прошла на Площади Перри в центре Хакодате - в ней приняли участие местные жители, специально прибывший по такому случаю из родного города коммодора Перри Ньюпорт мэр Генри Винторп, а также японские политические и общественные деятели этого самого северного региона страны. "Благодаря коммодору Перри был фактически завершен период Эдо, а наша страна открылась Западному миру", - подчеркнул мэр города Хакодате Тосики Кудо. В ходе церемонии также было совершено подношение на могилы двух американских солдат, которые погибли в ходе пребывания американского флота в Японии

Когда коммодор Перри и его флот впервые прибыли в Японию, местные жители издали смогли разглядеть только черные паровые суда, выпускавшие черный дым, поэтому и назвали их "черными кораблями". Эскадра имела на вооружении около сотни новейших орудий, стрелявших разрывными бомбами, а также почти две тысячи моряков. По итогам визита Перри между Японией и США были установлены дипломатические отношения, а также подписан ряд торговых соглашений.
В честь коммодора построены музеи и памятники на его родине в штате Род-Айленд и японском городе Ёкосука
Перри Мэтью Колбрайт (Perry Matthew Calbraith) - американский адмирал, дипломат, реформатор, служивший на американском флоте в течение 42 лет; родился 10 апреля 1794 г. в штате Род-Айленд. Его послужной список впечатляет: в 1821 году он получает первую командную должность, в 1833-43 гг. возглавляет Бруклинскую военно-морскую верфь, где занимается внедрением паровых двигателей для военных судов, затем несколько лет проводит на море (в том числе участвуя в боевых действиях во время американо-мексиканской войны), после чего его направляют к берегам изоляционистской Японии для установления торговых и дипломатических отношений. В переговорах с японской стороной адмирал, использовав силовую дипломатию, добился потрясающих результатов - в 1853-54 гг. были подписаны американо-японские договоры, по которым Соединенные Штаты получали сразу два морских порта для торговли углем. 4мара 1858 года 64-летний адмирал Перри умер в Нью-Йорке от цирроза печени, вызванного чрезмерным употреблением алкоголя. 21 марта 1866года его перезахоронили в Ньюпорте в родном штате Род-Айленд.

Экспедиция.
В 1851 году коммодор Перри получает задание направить свои корабли к берегам Японии. Адмирал считал необходимым наличие как минимум 7 кораблей в эскадре. Эти корабли включали в себя: паровые корабли «Mississippi», «Susquehanna», «Powhatan» и «Allegheny», сторожевые корабли «Plymouth» и «Saratoga», а также линейный корабль «Vermont». Почему были выбраны паровые корабли? Очень просто - расчет был на то, что корабли без моряков должны напугать японцев и привести их в состояние ужаса и трепета, кроме того, на корабли планировалось установить мощные орудия на случай боевых действий.
Для Соединенных Штатов существовало три основных причины, по которым им так необходимо было открытие Японии:
•  это использование японских портов в качестве «угольных баз», на которых американские пароходы могли пополнить запасы топлива. Здесь необходимо пояснить, что ранее американцы уже использовали Гавайи в таком качестве, но им требовались новые порты, Япония же идеально подходила для этого из-за своего расположения практически на одной широте с Сан-Франциско;
•  кроме того, американской стороне требовалось обезопасить своих моряков, плававших в этих широтах, от каких-либо нападений со стороны японцев;
•  третьей же причиной естественно стало желание американцев расширить свои торговые связи.

Таким образом, коммодор Перри отправился к берегам Японии. Его первое посещение этой страны 8 июля 1853 года не увенчалось успехом, и коммодор отплыл на родину, полный уверенности, что он еще вернется. И он вернулся в феврале 1854 года. Прибытие «черных кораблей» (названных так потому, что они пускали огромные облака черного дыма) и жесткие заявления коммодора Перри привели к тому, что Япония, последний бастион сопротивления западным интересам в Азии, была вынуждена «открыться». Несмотря на общую враждебность по отношению к иностранцам, которых в то же время и опасались, несмотря на сильный национализм, который был присущ и сторонникам открытия, и сторонникам изоляции, верховные правители Японии осознавали невозможность сопротивления вероятной западной агрессии. Порты Нагасаки, Хакодатэ и порт Симода открылись для американских судов. После заключения 3 марта 1854 года Канагавского договора американский консул прибыл на постоянное пребывание в Симоду, «мирную гавань необыкновенной красоты и очарования», расположенной в южной оконечности полуострова Идзу.


Так свершилось «первое открытие» Японии американцами и окончился 200-летний период ее изоляции.


На японцев американцы произвели большое впечатление. В знаменитых кёка - стихотворениях, похожих на пятистрочное вака - описаны неожиданность и смятение, вызванные этими кораблями:


Пароходы
нарушили безмятежный сон
Тихого океана,
всего четыре корабля достаточно
чтобы мы не спали ночью...
-----------------------------------------------
Разбудили иностранцы ото сна -
Помолился я от пара корабля
Лишь четверка тех ужасных кораблей
Словно чай лишили меня снов.




Памятник коммодору Мэтью Кэлбрейт Перри в Штатах
Коммодору Мэтью Кэлбрейт Перри в Штатах установлены памятники. Память об экспедиции и достижения коммодора была использована политиками США в конце Второй Мировой войны. Так, церемония капитуляции Японии проходила на борту американского корабля «Миссури», на фоне американского флага, который использовал Перри. Помимо этого глава американской делегации на церемонии, генерал Дуглас Макартур, был дальним родственником самого коммодора. После 1945 года флаг Перри хранится в Академии военно-морских сил США в Анаполисе штата Мэриленд
Среди последствий Второго открытия Японии есть и неожиданные. Настоящая хурмовая революция в мире произошла благодаря Мэтью Перри. Коммодор вернулся в США не с пустыми руками, он привез японскую хурму, которую сегодня знает весь мир.
Японская хурма каки (kaki) - самая распространенная в мире.

Пиво в Японию было завезено коммодором Метью Пэрри в 1853 году. Японцам так понравился этот напиток, что уже в 1869 году появился первый пивоваренный завод, принадлежащий американской фирме и позже преобразованный в пивоваренную компанию "Кирин". Сегодня эта компания четвертая в мире.
Previous post Next post
Up
[]