Арег Галстян на Эхе Москвы. 8 мая 2014 года парламент штата Калифорния принял резолюцию AJR №32 в «Поддержку независимости Нагорно-Карабахской Республики». За принятие резолюции проголосовали 70 членов парламента, в то время как против ее принятия выступил лишь один законодатель. В резолюции, инициированной членом Ассамблеи штата Майком Гатто, отмечается: «Нагорный Карабах, также известный как Арцах - это историческая территория Армении, которая была незаконно отдана под управление Советского Азербайджана в 1921 году. 10 декабря 1991 года народ Нагорно-Карабахской Республики проголосовал за независимость, и 6 января 1992 года демократически избранный парламент республики официально объявили о своей независимости». Законодательный акт призывает Конгресс и администрацию Белого Дома «признать и поддержать итоги волеизъявление народа Нагорного Карабаха». Таким образом, Калифорния стала пятым штатом, признавшим независимость НКР. В период 2012-2013 гг. официальные резолюции в поддержку независимости НКР были приняты штатами Массачусетс, Род-Айленд, Луизиана и Мэн.
Однако, в отличие от четырех вышеперечисленных штатов, законодательный акт штата Калифорния имеет особое значение. Во-первых,
необходимо обозначить, что Конституция штата Калифорнии не предполагает жёстких ограничений в рамках ее международной деятельности. Согласно Конституции США, отдельные штаты не могут вести сою внешнюю политику. Однако отдельные поправки гласят, что штаты могут заключать «соглашения или договорные акты» с иностранным государством. При этом американская Конституция не дает четких определений юридическому статусу этих соглашений. Так, Американский институт права поясняет, что подобный правой вакуум позволяет отдельным штатам вести международную деятельность, придерживаясь особенностей внутреннего законодательства. В данном аспекте, законы штатов Калифорния и Техас позволяют вести более обширную внешнеполитическую деятельность, нежели, например штаты Небраска, Вирджиния и Иллинойс.
Так, согласно основным нормативно-правовым актам, Калифорния имеет право вести международную деятельность и заключать соглашения, как с иностранными государствами, так и с отдельными территориальными субъектами внутри этих государств. Так, вследствие расширения внешних связей, в 1987 году по инициативе Сената штата Калифорния было сформировано «Управление по международным делам» (The California Senate Office of International Relations (SOIR)). Согласно уставу, основная цель «SOIR» заключается в «Оказании поддержки сенаторам в продвижении прочных политических и экономических отношений штата Калифорния с остальной частью мира», что также не противоречит разделу XXI Конституции штата. Вторая особенность исходит из объективных политических и экономических факторов. Калифорния не только самый крупный по населению, но и наиболее экономически развитый штат в стране. Так, по внутреннему региональному продукту, который составляет $1968,5 млрд., Калифорния занимает первое место, производя 13% ВНП США. Нельзя также забывать, что Калифорния - главный центр инновационных технологий в Америке.
Исходя из того, что парламент Калифорнии официально признал независимость НКР, армянское лобби может на легитимном уровне добиться поддержки властей штата в развитии двусторонних экономических связей. В частности, с учетом специфики развития НКР, официальный Степанакерт нуждается в инновационных технологиях в сфере сельского хозяйства. В политическом контексте, важно отметить, что Калифорния дает наибольшее количество конгрессменов в Палату представителей (53). В данном аспекте, наличие хорошо организованной диаспоры в Калифорнии заставляет сенаторов и конгрессменов штата учитывать армянский фактор в период своей профессиональной деятельности. Так, из 110 законодателей, входящих в группу по армянским делам Конгресса, 45 представляют различные Округа Калифорнии. Неудивительно, что вопросы, связанные с Нагорным Карабахом, на Капитолийском холме наиболее активно лоббируют калифорнийские конгрессмены: Адам Шифф, Бред Шерман, Джим Коста, Дэвид Валадао, Генри Ваксман, Гарри Миллер и Хавьер Брасерра.
Более того, действующим председателем группы по армянским делам является глава комитета по международным делам Палаты представителей, конгрессмен от 39-го Округа штата Калифорния - Эдвард Ройс. Отметим, что в течение многих лет штат Калифорния многократно на самом высоком уровне принимал различных политиков из Нагорно-Карабахской Республики. В свою очередь, именно законодатели от Калифорнии наиболее часто посещали официальный Степанакерт. При этом калифорнийские конгрессмены последовательно участвуют в различных политических выборах в НКР в качестве наблюдателей. Благодаря активному лоббингу со стороны вышеперечисленных конгрессменов, Конгресс не только заблокировал назначение Метью Брайзы на должность посла в Азербайджан, но и военные сделки между Вашингтона и Баку.
Нельзя также не отметить, что стараниями конгрессменов Адама Шиффа и Бреда Шермана удалось сохранить безвозмездную финансовую помощь для Нагорно-Карабахской Республики по лини официальных программ Государственного департамента. При этом в одном из своих выступлений, конгрессмен Шерман отметил: «Нагорный Карабах является независимым государством - и точка. Пришло время открыть посольство в Степанакерте. Нагорный Карабах является государством, потому что это то, что хочет его народ, как он четко указал». Третья особенность исходит из связи принятой резолюции с позицией Государственного департамента и администрации Белого Дома. Для того чтобы понять сущностные парадигмы данного вопроса, необходимо вспомнить период 1994-2005 гг. Казалось бы, что именно штат Калифорния, где армянская диаспора играет одну из ключевых политико-экономических факторов (примеч. Губернатором Калифорнии долгое время был этнический армянин Джордж Докмеджян), должна была первой принять резолюцию в поддержку независимости НКР. Отсюда возникает вопрос: «Почему подобная резолюция одобрена лишь в 2014 году?».
В действительности, инициативы со стороны армянских организаций предпринимались и были поддержаны калифорнийскими сенаторами и конгрессменами, но не доходили даже до рассмотрения в Ассамблее штата. В одном из своих интервью бывший конгрессмен от 19-го Округа, член группы по армянским делам Джордж Раданович отметил, "Госдеп считает, что возможное принятие штатом Калифорния резолюции о признании Нагорного Карабаха может навредить отношениям США и Азербайджана». Действительно, в 1994 году американские нефтяные компании приняли участие в подписании «Контракта века» по добыче углеводородов в Азербайджане. Именно данный фактор способствовал многократным попыткам администраций Билла Клинтона и Джорджа Уокера Буша отменить 907-ю поправки и финансовую поддержку для НКР. Добиться отмены финансовой помощи и поправки №907 к «Закону в поддержку свободы» не удалось, но в 2001 году, в связи с операцией в Афганистане, были временно заморожены ее отдельные пункты. При этом администрация Белого Дома тормозила карабахские инициативы на уровне штата Калифорния. Учитывая данные обстоятельства, можно прийти к выводу, что на этот раз ни администрация президента, ни Государственный департамент не стали препятствовать рассмотрению вопроса о признании независимости НКР законодательным органом Калифорнии.
_____________
Действительно, получается что калифрорнийское признание стоИт выше прежних других штатов.
Остается оперативно проработать какое-нибудь двустороннее соглашение Калифорния-Арцах. Желательно, чтобы оно было не деларативным, а конкретным и было реализовано.
И еще момент. Предположим в этот раз Белый дом не тормозил это признание со стороны Калифорнии. Однако тут же Уорлик начал мутить с "оккупированными" территориями и т.п. Это как? По сути возможное признание почти в границах НКАО, что ли? Это не есть хороший размен.