Прекрасное чужое

Apr 07, 2019 21:09


Не знаю, как правильно оформить ссылку, так что звиняйте.

Взято в ЖЖ uborshizzza из комментов к заметке «Графоман Толстой», автор ledishna:

«Формулы квантовой физики или даже куда более старой термодинамики тоже  "тяжеловаты" для неспециалиста. Однако это не отменяет их верности для  данного этапа познания.

Классиками становятся не потому, что  кто-то что-то сказал, а остальные поверили. Классиками становятся те,  кто смог создать образы (людей, событий или эпохи - дело пятое, это уже  "специализация", и нет среди этих специализаций "более важных"), и образы настолько полные и достоверные (близкие к внутреннему восприятию  хотя бы 10% остальных людей), что они начинают существовать уже в отрыве от собственно литературного источника. Можно не выносить "Севастопольские рассказы" и плеваться от детских рассказиков, можно  раскатывать в блин язык "Войны и мира" или "Анны Карениной" - но куда вы  денете образы Наташи и Андрея, Пьера и Анатоля, Кутузова и Давыдова? Да  и история дамы с устроенной благополучной семьёй, почти сошедшей с ума  от обыденности этого благополучия и нашедшей смерть в погоне за  блестящим фантиком - они живут себе вне поля влияния "знатоков  творчества Толстого".



Что касается "корявого языка" - а не судьба  вспомнить, что отечественная литература как таковая (не путать с  фольклором) фактически началась примерно со времён Пушкина,  отказавшегося от выспренних и искусственных словесных конструкций  предшественников типа Державина и даже (!) Ломоносова? Толстой находился  на полпути к современному литературному языку, его тяжеловатые  предложения были как раз тем материалом, из которого, путём  аппроксимаций и адаптации, рождался механизм образопостроения. И к Достоевскому можно придраться в плане стилистики и/или тематики, и к Чехову, и к Пушкину - но это авторы базовых законов, типа законов  Ньютона, но для литературы (Ньютону сейчас у образованщины тоже модно предъявлять претензии, кстати). Увы - Эйнштейна, Гейзенберга или Шрёдингера в современной российской литературе я не вижу, хотя Рентгены, Кюри и Ландау очевидно имеются...»

И далее в ответ на коммент к вышеприведенному:

«Ну почему неожиданное сравнение? Есть мнение (у физиков в том числе,  кстати - многие из них отметились как родоначальники советской  фантастики), что рождение образов, описывающих неформализуемые и  неисчисляемые процессы (типа социума, истории, этнографии), есть тоже  способ познания мира. И триада "наблюдение, анализ, синтез" в искусстве  ничуть не в меньшей степени представлена, чем в науке. Языки другие, но  когда это что-то значило для того, кто привык пользоваться головой не  только для потребления пищи-пития? Да собственно все древние великие  учителя пользовались для своих уроков-проповедей не формальной логикой, а  притчами - образами, порождающими прогнозируемый отклик системы...

А  что не каждый пишущий рождает жизнеспособный образ - так и решение  задач из задачника к развитию науки имеет ну ооочень отдалённое  отношение. И формулы можно состряпать не менее бессмысленные, чем  стряпня псевдолитераторов, коих так же много, как псевдоучёных, хотя и  меньше, чем псевдомузыкантов и псевдохудожников (имхо)».

Previous post Next post
Up