Закат черно-белых читалок

Oct 15, 2011 03:32

Мне не повезло. Я пришел в издательский бизнес поздно. 2006 год - деньгами еще бросались, но уже все больше они не прилетали обратно. Я не застал этого чудо-периода, когда достаточно было на что-то похожего названия, сериала по ТВ, да чтобы книга стояла - и на тебе - 100 000 тираж, автор моментально, а главное на годы в бестселлерах.
Я почти не застал плантаций, где под правильным псевдонимом трудились негры. То есть пропустил славное время хапка.
Когда сегодня издатели следят за падением тиражей, никто не интересуется - тиражей чего?
Это не стыдно, это понятно. Издательству, рознице - очень хорошо, если книга написана быстро, и продается хорошо. Проблема в том, что в начале девяностых рынок хотел книг, и издатели легли костьми, но эти самые книги дали. И было не важно, что там за тексты, покупали все. Но сейчас на улице совсем не девяностые. Проекты, которые делаются на психологии того, что читатель съест все, хорошо обернутое… вдруг перестали стрелять. Это и понятно, советские джинсы хороши ровно до тех пор, пока на каждом углу не начнут продавать американские, в смысле китайские.
Получилась странная история, в стране тысячи писателей дилетантов - а откуда бы в одночасье взяться профи? В стране не было и нет ни студий, ни курсов, которые реально могут что-то дать. В стране миллионы книг, написанных этими самыми дилетантами, и читатель, который прошел период временного помешательства и снова захотел качество.
И вся проблема книжная ровно в том, что зарабатывать на качественных книгах - это совершенно другой бизнес.
Один из руководителей холдинга АСТ, куда входит и Астрель-СПб, недавно выдал чудесную фразу - «черно-белые читалки упали». Речь шла о… как бы это сформулировать, чтобы никого не обидеть… Книгах для легкого чтения. А я подумал, так может, нет никакой проблемы, что черно-белые читалки упали. Да пусть, хоть вовсе пропадут. Если книга заслуживает такого названия, нужна ли она?
Если сейчас отбросить «читалки», то окажется, что нормально книги продаются. Проблема в том, что именно на продаже ширпотреба издатели зарабатывали капитал, который позволял сравнительно легко выпускать куда как менее прибыльный сектор литературы более умной и куда как менее предсказуемой, с точки зрения продаж.
Что дальше?
Два пути. Либо научится продавать книги, а не «читалки», либо искать новый хапок.

книги, дилетанты, читалка, хапок

Previous post Next post
Up