Sep 26, 2023 21:58
Вопрос
Что с детско-подростковой литературой?
Ответ
Состояние любого направления зависит от конкретных книг. Появляется что-то замечательное - и весь жанр оживает. Детская литература распадается на массу поджанров, все они себя чувствуют по-разному, главная проблема - часть текстов покупаются родителями, а читаются детьми, но это проблема издателя, как правильно работать с аудиторией. В любом случае, мы с вами знаем, что это именно та аудитория, которая читает чуть ли не активнее всех. Так что плохо тут быть не может в любом случае. Дальше - от книги. Кстати, что касается той части аудитории, которая уже сама принимает решение о покупки - тут есть готовность покупать неизвестного автора. И. В этом сегменте - очень важно достойное оформление, никакой газетной бумаги, все нарядное.
Вопрос
Есть ли шанс издать мистическо-современную сказку?
Ответ
Есть. Другой вопрос, что мистика и сказка - практически противоположные вещи. Сказка заведомо нас уводит в мир чуда, а мистика действует как некий ненавязчивый ракурс реальности. Стиль изложения тоже противоположный.
Понятно, что современные сказки - да, нужны, мистика - да, востребована. Смесь… если речь скорее об интонации, в сторону, к примеру, детского хоррора - да, тоже есть такое, у нас несколько редакторов работают в этом направлении.
Вопрос
Хотелось бы поподробнее про разные критерии качества для электронных и бумажных книг, если можно.
Ответ
Сразу - это мое мнение. Я считаю, что восприятие электронного текста и текста классического - разное. В том числе это привело к тому, что успешность/популярность текстов на электронных площадках и в бумаге определяется различными критериями.
В бумаге - огромное значение играет язык, композиция, психология.
В «электронке» на первое место выходит сюжет. Не столько некая сложность, а динамика. Читатель работает с текстом быстрее, поглощает больший объем, беспощадно скроллит, автор вынужден соответствовать.
Это не исключает появление универсально успешных текстов, но все же в «» правят бал тексты пока что менее сложные, не отягощенные многоплановостью. Но все крайне изменчиво, думаю, в ближайшее время нас ждет дифференциация электронных текстов, появление более специализированных площадок и крайне удаленных аудиторий читателей.
Вообще - именно электронные тексты вобрали в себя те пристрастия, которые были характерны для массового читателя 90-х
Вопрос
Начинающему автору, что лучше - вписываться в определенный канон, или создавать что-то свое, новое? Стать пионером, или стать последователем - какая стратегия успешнее именно сейчас?
Ответ
Мы даже записали один из выпусков нашего подкаста «Доктор текста» на эту тему.
Следование в каноне - позволяет опираться на уже состоявшиеся ожидания читателей. Вы достаточно хорошо представляете, что им нравится, а что нет, и можете это использовать. Что не исключает того, что в вашем тексте в границах жанра появится что-то новое. Кроме того, понятно, куда обращаться, есть серии, которые вас поддержат.
Это плюс. Минус - конкуренция. Выделиться из ряда труднее, но… как бы, все же легче выделяться, когда книга точно доходит до аудитории.
В новом жанре - все трудно, как со стороны издателя - пока еще нет опыта, пока никто не знает, как работать с этим направлением, так и с авторской стороны, никто не знает - что именно «зайдет» читателю. Плюс - полная свобода, но я в творчестве больших авторов, практически никогда не сталкивался с проблемой свободы. Могу сказать только то, что быть первым отчаянно трудно, окупается это крайне редко и издатель вас поддержит, но тоже будет понимать, что он экспериментирует, поэтому будет крайне осторожен. А парадокс заключается в том, что эксперимент «стреляет», только если все сделано по стандарту - лучшая обложка, лучший редактор и хорошо бы попасть в фокусный ассортимент.
Вопрос
Сталкивались ли Вы с тем, что в процессе создания книги ее переросли? Как справлялись?
Ответ
Да. Если долго работаешь с текстом… или быстро думаешь
Выход - работать. Почувствовали такое - не лениться, переосмыслить, проанализировать, что в тексте самое важное, то, от чего вы не можете отказаться и решительно убрать то, что вы переросли. Мы говорим, конечно, о настоящем тексте, не халтуре, не поделке, о том, что пишется вне спекулятива. Не пытаться завершить то, что уже стало в ваших глазах пройденным этапом. Это больно, это обидно, зато есть шанс, что именно этот выстраданный текст - тот самый. Он вырос вместе с вами.
Но и. Вот потому -то хорошо не писать тексты годами, это неизбежно приводит к многочисленным переделкам, но это тоже путь. Понятно, что срок работы над книгой - отдельная история. И нет ответа на вопрос, иметь книгу, которая уже кажется, даже не вами написана, или быть в процессе, и возвращаться, и растить текст месяц за месяцем.
Вопрос
По каким невынужденным причинам может быть раздут объем книги - версткой и/или пухлой бумагой?
Ответ
Сразу вынесем за скобки искусственное раздувание текста в стиле - продаем дорого дешевую бумагу. Говорим о тонкой работе, которая не приносит вреда. Есть некие параметры серии, привычный для читателя объем, если книга резко отличается, читатель не купит. Чтобы уменьшить этот дискомфорт применяется манипуляция с версткой или толщиной бумаги. Чтобы тома одной серии были максимально похожи друг на друга. Иначе автор может провалиться по такой незначимой причине. Аналогично с просто очередной книгой автора. Она не должна выпадать из привычной парадигмы.
Иногда приходится идти на применение более толстой бумаги и вычурной верстки из-за крайне незначительного объема рукописи. Условно - 4 авторских. Нет шансов что-то еще добавить, а продать хочется. Условно, книга должна стоять.
И цена. Если авторские права обошлись дорого, надо их как-то отбить, в том числе с помощью стоимостью книги, а читатель готов платить много за толстое. Я очень грубо, но так оно и есть.
Спасибо за вопросы, жду новых. И отдельное - спасибо за качество и вдумчивость!